Профессионально-педагогические способности и качества преподавателя вуза

Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек – Человек». Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребность в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека и т.д.

По Е.А. Климову, педагогу свойственны:

1. Умение руководить, учить, воспитывать, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей;

2. Умение слушать и выслушивать;

3. Широкий кругозор;

4. Речевая культура;

5. «Душеведческая направленность ума», наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту;

6. «Проектировочный подход к человеку», основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше;

7. Способность сопереживания;

8. Наблюдательность;

9. Глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом;

10. Умение решать нестандартные ситуации;

11. Высокая степень саморегуляции.

Это как бы обобщенный портрет субъекта профессии типа «Человек-Человек». Входящая в данный тип педагогическая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых профессиональная компетентность и дидактическая культура являются основными.

Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку – интереса «просто так».

Педагогические способности в наиболее обобщенном виде были представлены В.А. Крутецким, который дал им соответствующие общие определения [46]:

1. Дидактические способности – способности передавать обучающимся учебный материал, делая его доступным, преподносить материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету. Профессиональное мастерство включает способность не только доходчиво преподносить знания, понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу студентов, самостоятельное получение знаний, «дирижировать» познавательной и научной активностью студентов, направлять ее в нужную сторону.

2. Академические способности – способности к соответствующей области наук. Способный педагог знает предмет не только в объеме учебной программы, а значительно шире; ведет научно-исследовательскую работу, абсолютно свободно владеет предметным материалом, проявляет к нему интерес.

3. Перцептивные способности – способности проникнуть во внутренний мир обучающегося; психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности студента и его временных психических состояний.

4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

5. Организаторские способности – это, во-первых, способности организовать студенческий коллектив, сплотить его и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому ее контролировать.

6. Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на студентов и умения на этой основе добиваться у них авторитета. Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств педагога, в частности от его волевых качеств (решительности, требовательности, выдержки и т.д.), а также от чувства собственной ответственности за обучение и воспитание студентов, от убежденности педагога в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.

К.Д. Ушинский: «Учителями должны быть люди… честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим».

7. Коммуникативные способности – способности к общению, умения найти подход к обучающимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Прогностические способности – наличие педагогического воображения, позволяющее предвидеть последствия своих действий, проектировать будущее любого воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности. Способный, опытный педагог внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием мысли (своей и студента), в то же время держит в поле зрения всю группу, реагирует на признаки утомления, непонимания, следит за собственным поведением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: