Педагог выполняет определенные функции в обществе. Эти нормативно заданные функциональные определенности педагога в нашей культуре имеют тенденцию к упрощению, к сдвигу от собственно педагогической функции к функции трансляции культуры, передачи деятельности, т.е. к совершенно пассивной воспроизводящей деятельности. И это, конечно, плохо (для такой трансляции более подходящие средства – радио, телевидение и т.п.). Правда, у данного сдвига к сфере культуры есть некоторые основания. Педагог действительно является носителем культуры, но он также является (по крайней мере – должен) и живым образцом культуры. А это очень трудная задача: быть настоящим образцом культуры. И такое представление о педагоге наиболее выражено в авторитарной культуре (наиболее яркий ее образец – средние века). Соответственно и общение такого педагога оказывается в полной мере возможным только в авторитарном обществе. Современную культуру, особенно европейскую, называют «синкретической» или «коммуникативной»: в ней есть много образцов, способов жизни и идей человека, и поэтому основная ценность педагога состоит в умении организации диалога и понимания. Педагог теперь скорее не образец, а индивидуальность, личность, которая хочет, чтобы ее понял, и применяет все возможные средства для этого.
К особенностям педагогической деятельности также можно отнести следующие: педагог – посредник между обществом и конкретным человеком; деятельность педагога устремлена в будущее; педагог управляет самым сложным процессом – процессом формирования личности человека.
И. Кант: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать».
Основными функциями педагогической деятельности являются:
1. Обучающая функция.
4. Гностическая функция (функция познания).
5. Организаторская функция.
6. Стимулирующая функция.
8. Оценочная функция.
9. Проектировочная функция.
10. Конструктивная функция.
Выделенные функции педагогической деятельности показывают ее разнообразие, многосторонность и сложность. Для осуществления такой деятельности необходимо, чтобы педагог обладал определенными знаниями, умениями, качествами и способностями, которые бы обеспечили ему продуктивность в ее выполнении.