Модульное обучение

В настоящее время в вузах России широкое распространение получило модульное обучение (МО).

«Сущность состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему комплексной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, информационный блок и методическое руководство для достижения поставленной дидактической цели» [37, c. 35].

Одним из зачинателей МО и его теоретическим разработчиком был американский педагог Дж. Расселл. Теоретические разработки Дж. Расселла в 70-х г.г. нашего столетия были развиты С. Курхом, Г. Оуенсом, Б. и М. Гольдшмид и успешно использовались во многих колледжах и университетах США и Западной Европы. В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х г.г. благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее учеников. К настоящему времени сложились два подхода к понятию модуля.

Один из них - междисциплинарный - характеризуется принципом соединения в систему дисциплин, необходимых при обучении специальности. Здесь модулем выступает учебная дисциплина как элемент этой системы. Основной проблемой является установление междисциплинарных связей и на этой основе - оптимальное размещение элементов внутри системы. Это нашло отражение в работах В.М. Гареева, С.И. Куликова, Е.М. Дурко и др.

Другой подход связан с разбиением отдельной учебной дисциплины на логически завершенные темы, каждая из которых является информационной частью содержания модуля. Приверженцами этого подхода стали, П.А. Юцявичене, М.А. Чошанов, В.Ю. Пасквянскене, Ю.С. Тюнников, Л.А. Харисова, М.Д. Миронова, В.Ф. Башарин. Каждый модуль снабжен методическим руководством для преподавателя и студентов, комплексом вопросов, заданий для самостоятельной проработки. Усвоение контролируется проверочными тестами с использованием рейтинговой системы контроля.

Несомненная ценность модульного обучения в том, что оно дает возможность создавать гибкие образовательные структуры как по содержанию обучения, так и по его организации. Модульное обучение позволяет удачно сочетать в себе признаки программированного, проблемного, активного и индивидуально-дифференцированного обучения.

Анализ теоретических основ модульного обучения дает право говорить о его преимуществах:

- систематизация целей и содержания обучения;

- динамичность и гибкость;

- реализация деятельностного подхода путем использования технологий активного обучения;

- достижение высокой степени индивидуализации обучения посредством четкой структуризации содержания обучения и подбора методов его организации;

- модульное обучение является высокотехнологичным, что весьма расширяет границы его применения на всех уровнях образования: в школах, лицеях, колледжах, училищах, институтах, на ФПК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: