Технология модульного обучения

Варианты работы в парах

Алгоритмом называется

Литература

Основная литература

Дидактика средней школы./ Под ред.М.Н.Скаткина. – М.: «Просвещение»,1998, гл.8.

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.,1977.

Вендровская Р.Б. Уроки дифференцированного обучения. // Советская педагогика, 1990, №11.

Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: «Высшая школа», 1990.

Харламов И. Ф. Педагогика. – М.,

Унт И. Индидуализация и дифференциация обучения. – М.,1990.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

1. система указаний, выполнение которых в определенной последовательности приводитк решению задач данного класса.

2. предписание о выполнении элементарных операций.

3. совокупность указаний, выполнение которых обеспечивает решение всех задач

6. Теорию проблемного обучения в отечественной науке разрабатывал (а):

1. В.В.Давыдов

2. Н.Ф.Талызина

3. М.И.Махмутов

4. Т.А.Ильин

9. Установите последовательность этапов формирования умственных действий в теории П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной

1. этап создания ООД

2. мотивационный этап

3. этап внешней речи

4. этап материальных действий

5. интериоризация

6. этап внутренней речи

К личностно ориентированным технологиям обучения относится технология кол­лективного взаимообучения А. Г. Ривина и его учеников. Методики А. Г. Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «ра­бота учащихся в парах сменного состава». Преимущества КСО:

· в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются на­выки логического мышления и понимания;

· впроцессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

· каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

· повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

· отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в пону­кании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в кол­лективе;

· формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и спо­собностей, достоинств и ограничений;

· обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увели­чивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение.

- статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняю­щихся ролями «учитель» — «ученик»; так могут заниматься два слабых уче­ника, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;

- динамическая пара: выбирают четверых учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

- вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четы­ре порции учебного содержания.

Модуль — целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, ин­тегрируя в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложе­ны П. Ю. Цявичене.

Сущностьмодульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоя­тельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Педагог разрабатывает программу, которая состо­ит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяю­щий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комп­лексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответ­ствии с целью обучения.

Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не толь­ко указание на объём знания, но и на уровень его усвоения.

Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, ин­дивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индиви­дуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика

.

Литература

Основная литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.,1989.

2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии.-М.,1996.

3. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебн. пособие для студ. высш. пед.заведений. - М.: «Академия», 2001.

4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. –М.:

«Знание», 1998.

5. Личностно ориентированное обучение: теории и технологии: Учебн. Пособие /Под ред. Н.Н.Никитиной. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.

6. Никитина Н.Н. Современные педагогические теории технологии: Метод реком..- Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.

Дополнительная литература.

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.

2. Гильбух.Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М.: Знание, 1991.

3. Границкая А.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.

4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.,1996.

5. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.,1991.

6. Железнякова О.М. Проблемное обучение: технологический аспект.-Ульяновск, 1996.

7. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.

8. Калмыкова З.И. Психологические основы развивающего обучения. – М.,1979.

9. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.,1994.

10. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Зна­ние, 1989.

11. Личностно ориентированное обучение: теории и технологии: Учебное пособие /Под ред. Н.Н.Никитиной. -Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.

12. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. Для учителей. – М.,1977.

13. Никитина Н.Н. Железнякова О.М. Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М., 2002.

14. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. / Под ред. Т.И.Шамовой, П.И. Третьякова. –М.- Тюмень,1994.

15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998

16. Теоретические основы обучения в школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я. Лернера. – М.,1989.

17. Третьяков П.Н., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М., 1997

18. Фридман Л. М., Маху В.И. Проблемная организация учебного процесса. /Метод. разработка. – М.,1990.

19. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки? Или: Точка опоры. – М.: «Педагогика», 1987.

20. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. - М., 1991.

21. Эллис А., Фоутс Дж. Педагогические инновации. - М., 1993.

22. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989

Вопросы и задания для самоконтроля.

o Дайте определение понятия «педагогическая технология».

o Дайте определение понятия «технология обучения».

o Перечислите подходы к определению сущности педагогической технологии.

o Назовите признаки (или критерии) педагогической технологии.

o Какие элементы составляют структуру педагогической технологии?

o Перечислите основания, по которым ученые классифицируют педагогические технологии.

o Какие группы педагогических технологий называют на основе преобладающих целевых установок?

o Назовите конкретные технологии, известные вам из раннее изученных учебных курсов.

Тестовые задания к лекциям 12 - 13.

1.Способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, шагов, процедур, операций, неукоснительное соблюдение которых ведет к гарантированно ожидаемому результату – это:

1. педагогическая техника

2. педагогическая технология

3. методика преподавания предмета

2. Одним из основных критериев педагогической технологии является:

1. основательность

2. воспроизводимость

3. завершенность

3. Процессуальный, системный, личностный, инструментальный подходы в

теории о педагогических технологиях – это:

1. подходы к определению сущности педагогической

технологии

2. подходы к определению результатов педагогической

технологии

3. подходы к определению целей педагогической технологии

4. Теоретическое обоснование педагогической технологии выражено в таком структурном элементе как:

1. процессуально – технологическая часть

технологии

2. концептуальная часть

3. диагностическая часть

5. Технологии обучения: адаптивные, развивающие, ценностно –

ориентирующие объединены на основании:

1. преобладающих целевых установок

2. используемых методов и методик обучения

3. целевых установок и применяемых методов,

методик обучения

6. Технологии: коллективного способа обучения, полного усвоения, система

обучения А.С. Границкой относятся к группе технологий:

1.ценностно-ориентирующие

2.адаптивные

3.развивающего обучения

7. Обязательная, систематически организуемая диагностика обученности и

обучаемости необходима при использовании технологии обучения:

1.КСО

2.полного усвоения

3.разноуровнего обучения

8. Психолого-педагогические идеи Б.Блума и Дж. Кэрролла лежат в основе

технологии 1. КСО

2. полного усвоения

3. разноуровнего обучения

9. Обучающие циклы и эталон усвоения существуют в технологи

1. КСО

2. полного усвоения

3. разноуровнего обучения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: