double arrow

Вопросы и задания. 1. Почему технологии проблемного обучения относятся к развивающему обучению?

1. Почему технологии проблемного обучения относятся к развивающему обучению?

2. Чем характеризуются технологии проблемного обучения?

3. Обоснуйте развивающий эффект проблемного обучения.

4. В чем заключаются особенности деятельности учащихся и учителя при проблемном обучении?


10.3. Технологии модульного обучения

Модульное обучение характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов обучения. Модульное обучение предполагает такую организацию учебного процесса, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

Модуль — основное средство модульного обучения, законченный блок информации: он включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Модуль представляет собой цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде системы учебных элементов.

Из блоков-модулей как из структурных элементов может конструироваться весь учебный курс экологии. Элементы внутри блока-модуля взаимосвязаны и подвижны. Учебный материал осваивается в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Гибкость такого решения основана на вариантности уровней сложности учебной деятельности.

Особенности модульного обучения связаны с тем, что учебный материал представлен в законченных, самостоятельных комплексах-модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по ее усвоению. Дидактическая цель формулируется для учащегося и указывает не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Модульное обучение — разновидность воплощения идей программирования в обучении. С помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение учащимися определенного уровня предварительной подготовленности к каждой педагогической встрече.




Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала в форме стандартного пакета (комплекта), которая состоит из следующих компонентов:

— точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

— банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ (программный материал включает список необходимого оборудования, материалов и инструментов, обеспечивающих междисциплинарные связи);



— методическое руководство по достижению целей (методические указания к практическим и лабораторным занятиям для отработки навыков и умений, относящимся к данному учебному элементу);

— практические занятия по формированию необходимых умений;

— резюме. В модуле должна быть заложена возможность для повторения основного содержания. Эта возможность реализуется через учебные элементы (УЭ) «Резюме». Целесообразно обобщать материал не только словесно, но и в |форме таблиц, сравнительных характеристик, графиков, диаграмм: и др.;

— проведение контрольных (проверочных) работ разных типов для обучающих и инспекторских щелей, которые строго соответствуют целям, поставленным в данном модуле. Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей. Система контроля и оценки учебных достижений — рейтинговая. Рейтинг повышается в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Технология модульного обучения содержит в своей основе идею воспроизводимого обучающего цикла. Благодаря воспроизводимому строению учебный процесс приобретает «модульный» характер, складывается из обособленны; блоков с общей структурой, но разным содержанием.

Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у ученика навыков самообразования, весь учебно-воспитательный процесс по экологии строится на основе осознанного целеполагания с и иерархией ближних, средних и перспективных учебно-воспитательных целей. Ближними учебно-воспитательными целями выступают формирование знаний и умений, средними целями — развитие общеучебных умений и навыков; перспективными — развитие способностей личности.

Особенность преподавания заключается в расширении спектра ролей: учитель превращается из информатора в консультанта, диагноста, мотиватора, источника информации. Хотя и при традиционной организации учебного процесса ведущая роль учителя сохраняется. Учитель должен обязательно мотивировать деятельность учащихся, управлять их учебной познавательной деятельностью через модуль и непосредственно о консультировать. Учитель как бы беседует с учеником, активизирует его рассуждения, поиск, догадку, подбадривает, ориентирует: на успех.

Позиция учащегося активная, самостоятельная; темп учения индивидуальный; обязателен самоконтроль и выбор средств, форм и методов обучения.

В результате изменения деятельности учителя на учебном занятии меняются характер и содержание; его подготовки к нему: теперь он готовится не к тому, как лучше провести изучение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью школьников. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Формулируются задачи обучения. Контролируется процесс усвоения этих задач. Конструируется учебный материал, помогающий учащемуся освоить тему (осуществляется опора на идею соответствия структуры учебного материала структуре дидактических целей модуля).

Важный критерий построения модуля — структурирование деятельности ученика согласно логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация (таксономия учебных целей определяется по уровням познавательной деятельности).

Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данная технология обеспечивает возможность выбора учащимися пути достижения цели внутри модуля, при этом учитель выступает в качестве координатора действий учащихся. Таким образом учитель управляет познавательной деятельностью ученика, организуя ее.

Модульные программы предполагают относительную самостоятельность элементов в модуле, возможность реализации обратной связи в процессе обучения. Технология модульного обучения — одно из направлений индивидуализированного обучения, позволяющее осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Работа учителя по конструированию учебного модуля — процесс сложный, требующий от учителя предварительной подготовки:

— выявление обязательных знаний, умений, навыков учащихся, усвоение которых определено программой;

— изучение всего содержания учебного материала по данному модулю;

— вычленение ключевых понятий, несущих основную смысловую нагрузку по данному модулю;

— составление опорных схем по всей теме (на основе ключевых понятий);

— подбор тестовых заданий по всему объему учебного материала;

— составление блоков вопросов и заданий по всему объему учебного материала;

— разработка диалогической части (продумывается организация уроков, по содержанию формулируются задания разных уровней сложности). Задания могут быть расписаны на карточках, где указаны цели каждого учебного элемента: что сделать, как сделать, как осуществить проверку.

Носителями информации в учебном элементе могут быть натуральные объекты (растения, коллекции, образцы и т.д.), текстовые (учебники), картографические (атласы), словесные, мультимедийные средства.

Итоговой частью модуля является контроль. Эта часть предназначена для проверки и оценки знаний, умений, навыков, сформированных в процессе познавательной деятельности учащихся. Чаще используются самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. Задания исследовательского характера могут быть оформлены в виде рефератов, сообщений, докладов. В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которых выставляется итоговая оценка за работу с модулем.

Особенности контроля состоят в том, что обучающимся указываются его задачи (определить уровень усвоения, закрепить усвоенное, диагностировать трудности), их знакомят с критериями оценки. По критериям результативности обучения проводят эталонный контроль знаний.

Учителю необходимо неукоснительно придерживаться того правила, что оценка результатов усвоения знаний, умений, навыков отдельного ученика не зависит от уровня результатов в группе.

Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов обучения требует от учителя хорошего знания своих учеников.

Достоинства модульного обучения заключаются в том, что цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого учащегося. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками. При этом задается индивидуальный темп учебной деятельности. Поэтапный модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя. Проявляется возможность рейтингового контроля.

Дидактические условия, повышающие эффективность технологии модульного обучения, следующие:

— качественная разработка модулей, отбор и конструирование содержания учебного материала, учитывающие потребности, интересы и особенности школьного возраста;

— последовательная реализация модулей, которые позволяют интенсифицировать учебную деятельность на всех ее этапах:

— разработка и предъявление модулей позволяют сочетать изучение теории и формировать практические умения и навыки;

— варьирование проблемных и творческих задач и заданий с типовыми, решение которых требует от учащихся репродуктивной деятельности;

— применение наряду с основными дидактическими материалами дополнительных источников информации;

— сочетание контроля с самоконтролем учащихся, который сравнительно легко достигается на основе модульного обучения.






Сейчас читают про: