Теория поэтапного формирования

Умственных действий

Исторически сложилось так, что теория деятельности, заложенная великими дидактами А.Н. Леонтьевым, Л.С. Выготским, нашла свое отражение в теории поэтапного формирования умственных действий в трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской и др. По словам Н.Ф. Талызиной, «эта теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит обучаемого к новым знаниям и умениям» [20, с.53]. В основе лежит психологическое учение об интериоризации. Интериоризация — это процесс преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую, формирование внутренних умственных структур психики посредством усвоения внешней социальной действительности. Из этого следует, что обучение и воспитание можно рассматривать как процесс интериоризации.

Формирование умственных действий проходит в несколько этапов. Первый - предварительного ознакомления с целью обучения, создания мотивации.Второй - составление схемы ориентировочной основы действий (ООД). Третий - выполнение действий в материализованном виде. Четвертый - формирование внешнеречевого действия (в устном или письменном виде) без опоры на материальные средства. Пятый - проговаривание “про себя”. Шестой - выполнение действий в умственном плане. Поэтапное формирование умственных действий обеспечивает интериоризацию.

Значение данной теории состоит в том, что она указывает педагогу, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью главного дидактического средства — ООД, а следовательно, управлять самим процессом учения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: