Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.
Модель I – «Сократ». Это педагог с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
Модель II – «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между обучающимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
Модель III – «Мастер». Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
Модель IV – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а студент, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
|
|
Модель V – «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных учебных заведениях и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности в группах, поощрением их инициативы и самостоятельности. Педагог стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
Модель VI – «Тренер». Атмосфера общения в коллективе пронизана духом корпоративности. Обучающиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Педагогу отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
Модель VII – «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей студентов.
К стилям, характеризующимся различными способами управления педагога (руководителя) «подчиненными» ему студентами (сотрудниками), относят:
Авторитарный стиль – педагог думает о студенте как об усредненной личности; характеризует их как ленивых и неработящих. К основным методам, используемым педагогом при этом стиле, относятся – приказ, выговор, инструкция, угрозы; инициатива студентов не поощряется. Авторитарный стиль формирует неадекватную самооценку у студентов, культ силы, искаженное понимание ценностей; вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми.
|
|
2. Либеральный стиль – педагог идет на поводу у студентов, подчинен стихии общения, самоустраняется от ответственности, завоевывает дешевый авторитет. Цели общения расплывчаты или отсутствуют.
3. Демократический стиль – опора на мнение студента и коллектива, атмосфера взаимопонимания, самоуправление и учет индивидуальных особенностей. К основным методам, применяемым педагогом при демократическом стиле руководства, относятся – просьба, совет, информация, требование.
Интересно проследить параллель между руководством в образовании и на предприятии. В качестве примера эффективного стиля руководства приводим правила компании «Дженерал электрик»
Правила поведения руководящих инженеров фирмы:
1. Твоя задача – проводить общую техническую политику и разрешать неизбежно возникающие трудности.
2. Будь внимателен к критике и улучшающим предложениям, даже если они непосредственно ничего полезного тебе не дают.
3. Будь внимателен к чужому мнению, даже если оно неверно.
4. Имей бесконечное терпение.
5. Будь вежлив, никогда не раздражайся.
6. Будь справедливым, особенно в отношении к подчиненным.
7. Будь кратким.
8. Не делай замечания подчиненному в присутствии постороннего лица.
9. Всегда благодари подчиненного за хорошую работу.
10.Никогда не делай того, что могут сделать твои подчиненные, за исключением тех случаев, когда это связано с риском для жизни.
11.Выбор и обучение умелого подчиненного – всегда более благодарная задача, чем выполнение дела самим.
12.Если то, что делают твои сотрудники, в корне расходится с твоим мнением, давай им максимальную свободу действий.
13.Не спорь по мелочам, мелочи только затрудняют работу.
14.Не бойся, если твои подчиненные способнее тебя, а гордись такими подчиненными.
15.Никогда не используй своей власти до тех пор, пока все остальные средства не будут испробованы, но в крайнем случае применяй ее в максимально возможной степени.
16.Если твои распоряжения оказались ошибочными – признай ошибку.