1. Составьте таблицу сравнения стилей руководства деятельностью в педагогическом процессе, где укажите: сущность каждого стиля, плюсы и минусы каждого стиля, возможности наиболее эффективного использования (если таковые имеются) каждого стиля и требования к педагогу, который применяет тот или иной стиль.
2. Представьте графически взаимосвязи между стилями педагогического общения и стилями руководства педагогической деятельностью.
3. Некоторые ученые связывают победу фашизма в Германии 30-х годов с традиционной авторитарностью педагогического общения, побуждавшего личность к самоутверждению путем насилия. Насколько убедительной представляется Вам эта точка зрения?
4. В какой мере, на Ваш взгляд, политические, социальные, профессиональные, личностные и другие факторы обусловливают характер педагогического общения?
5. Какие основные черты педагогического общения, стимулирующего развитие гуманистической направленности педагогики, Вы смогли бы выделить?
6. В чем основные характерные черты манипулятивного общения между людьми? Приведите примеры манипулятивного общения педагога с обучающимися или воспитателя с воспитанниками. Каковы, на Ваш взгляд, результаты, последствия такого типа общения?
|
|
7. К. М. Левитан [34, с. 72] относит к традиционным источникам авторитарно-подавляющего поведения педагогов:
- иерархическую организацию большинства государственных и общественных структур;
- собственный опыт воспитателя, в процессе которого от родителей и педагогов посредством имитации был усвоен определенный репертуар авторитарных поведенческих актов:
- кратковременный успех при использовании авторитарно-подавляющих средств в педагогическом процессе;
- попытки компенсации чувства неполноценности и неуверенности педагога;
- охотное подчинение некоторых учащихся из страха перед педагогом;
- существующие предрассудки о более высокой успеваемости учащихся у педагогов с авторитарным стилем поведения;
- ожидания авторитарного ролевого поведения педагога со стороны коллег, школьной администрации, родителей;
- естественное превосходство педагога над учащимися в знаниях.
Какие из перечисленных источников педагогической авторитарности являются, на Ваш взгляд, главными?