Раздел 9. Первая русская революция как попытка революционной модернизации страны

Основные вопросы:

1. Предпосылки и причины революции, её движущие силы, сущность и задачи.

2. Основные этапы революции.

3. Правительственная политика в период революции.

4. Образование парламента в России.

5. Третьеиюньские события и их сущность. Итоги революции.

Литература:

1.Хрестоматия по истории России... С.340-374.

2. Баринова Е.П. Власть и поместное дворянство России начала ХХ в. Самара, 2002.

3. Боханов А. Император Николай II. М., 2008.

4. Кризис самодержавия в России. 1895 - 1917. Л., 1984.

5. Гражданская идентичность и сфера гражданской деятельности в Российской империи. Вторая половина XIX - начало XX века / Отв. Ред. Б. Пиетров-Энкер, Г.Н.Ульянова. М., 2007.

6. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.) Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2 –х томах. СПб., 2003

7. Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России. XVIII - начало XX века. М., 2010.

8. Патрикеева О.А. Российская общественность и выборы в I и II Государственные Думы (1905- 1907 гг.). СПб., 2006.

9. Первая революция в России: взгляд через столетие/Под ред. А. П. Корелина, С. В. Тютюкина. М., 2005.

10. Шанин Т. Революция как момент истины. Россия 1905 – 1907 гг. М., 1997. [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

Практическое задание № 1.

Из петиции рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II в день 9 января 1905 г.// Хрестоматия по истории России...С. 351 – 352.

Вопросы к тексту:

1. Какие экономические требования выдвигали рабочие?

2. Какие политические требования выдвигали рабочие?

3. Каких требований в тексте петиции больше: экономических или политических?

4. Содержались ли в петиции аграрные требования?

5. Какая модель государственного устройства, судя по тексту петиции, казалась рабочим оптимальной?

Практическое задание № 2.

Основные государственные законы. 23 апреля 1906 г. // Хрестоматия по истории России...С. 359 – 361.

Вопросы к тексту:

1. Какие права Основные государственные законы предоставляли царю?

2. Дайте оценку пункту 4 первой главы Основных государственных законов.

3. Какие функции были у парламента? Каким было его устройство?

4. Как Вы оцениваете право парламента обращаться с запросами к министрам?

5. У кого было больше прав: у царя или парламента?

6. Какие гражданские и политические права предоставлялись гражданам России?

7. Можно ли считать Основные Государственные законы конституцией?

8. Какая форма власти установилась в России после революции 1905 – 1907 гг.?

Контрольные вопросы к теме:

  1. Каковы причины и предпосылки революции 1905 – 1907 гг.?
  2. Можно ли считать эту революцию буржуазной?
  3. Какие цели ставили перед собой в этой революции различные классы и социальные группы?
  4. Способствовала ли революция модернизации страны?
  5. С помощью каких мер правительство справилось с революцией?
  6. Можно ли считать монархию России абсолютной после 1906 г.?

Методические рекомендации:

С началом XX в. Россия вступает в полосу революционных потрясений. В историографии существует несколько теорий, объясняющих причины революций. С точки зрения марксистской концепции, революции совершаются тогда, когда общество находится в состоянии глубокого системного кризиса, когда его устаревшие социальная, политическая и экономическая системы не поддаются трансформации, население нищает. Мальтузианская концепция связывает революции с демографическим кризисом, вызванным опережающим темпом роста населения сравнительно с ресурсами. С точки зрения теории модернизации, революции вызваны ходом модернизационного процесса, в частности, его политической составляющей. Суть политической модернизации состоит в переходе от абсолютизма к конституционной государственности, в передаче политической власти от традиционалистской к модернистской элите. Революции происходят тогда, когда правящий класс не может решить насущные общественные проблемы. Любая элита со временем теряет мобильность, динамизм, вырождается, одновременно растет контрэлита, «циркуляция элит» осуществляется с помощью революций. Смысл революции заключается в обновлении состава правящей элиты и в восстановлении общественного равновесия.

Подумайте, какое из объяснений происхождения революций можно применить к российским реалиям начала ХХ в., какими причинами была вызвана революция 1905 – 1907 гг. Для этого вспомните и проанализируйте процесс экономической, политической, социальной модернизации страны в течение XVIII-XIX вв. Обязательно ответьте на следующие вопросы:

- какие классы и социальные группы участвовали в революции;

- какие цели они перед собой ставили;

- какова активность в революции каждой из них.

- выделите основные этапы революции и их характерные черты;

- можно ли считать эту революцию буржуазной?

При подготовке к семинару следует обратить внимание на схожесть моделей преобразований середины XIX и начала XX вв.: правительство идет на вынужденные реформы в условиях социально-политического кризиса, а после стабилизации обстановки пытается их свернуть. Все это способствует возникновению нового блока противоречий в социально- экономической и политической жизни России.

Особое внимание нужно обратить на то, что в революции 1905- 1907 гг. в России усилился процесс образования политических партий. Особенностью этого процесса явилось то, что в отличие от европейских стран, процесс формирования политических партий шел от периферии к центру и от левого к правому крылу. Монархисты стремились не допустить изменения самодержавного строя. Либералы разрабатывали модели создания в России правового государства и гражданского общества по западному образцу. Социалистические партии (неонародническая и марксистская) критиковали капитализм, буржуазию и предлагали свои варианты модернизации России, основанные на социальной справедливости и равенстве граждан. Практически единственной ареной деятельности политических партий была Государственная Дума, которую левые партии использовали как трибуну для агитации. Все российские партии, кроме монархических, стояли в оппозиции к правительству и были сильны, прежде всего, как критики самодержавия. Не только правительство не шло на уступки либеральным партиям, но и последние практически не сотрудничали с властью. Подумайте, как это влияло на социально-политическое развитие России.

При подготовке третьего вопроса помните, что российское самодержавие сумело справиться с первой русской революцией не только с помощью репрессий. Оно уже в ходе революции начало осуществлять серию экономических и политических реформ, способствовавших дальнейшей модернизации страны. Внимательно проанализируйте политические мероприятия правительства: Манифест 17 октября 1905 г., создание Совета министров, новые Основные государственные законы, образование парламента. Вам необходимо ответить на следующие вопросы: можно ли считать новые Основные законы Российской империи конституционным актом, а Государственную думу – парламентом, изменилась ли форма власти в России. Проанализируйте работу I и II Государственных дум в России, каковы, на ваш взгляд, ее достоинства и недостатки. Возможны ли были в России всеобщие и прямые выборы в Думу?

3 июня 1907 года была распущена II Государственная дума и принят новый избирательный закон. Почему эти действия правительства называют государственным переворотом, оправдано ли, на ваш взгляд, это название, какова сущность данного явления. Выявите и проанализируйте все достижения и неудачи революции, как она, на Ваш взгляд, повлияла на дальнейшее развитие российского общества?

Раздел 10. Россия между двумя революциями (1907 –1917 гг.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: