Изучение и обобщение материалов практики

С самого начала студент должен быть ориентирован на твор­ческое изучение источников и их глубокое осмысление. Он должен предварительно ознакомиться с книгой, затем приступить к её по­лезному чтению. Нельзя просто читать книгу, надеясь на свою па­мять ине делая соответствующих записей. Работая над литературными источниками, он должен конспектировать, выписывать основные мысли, наиболее характерные места для будущего проблемного сочинения.

Прежде чем приступить к чтению монографии, нужно с ней озна­комиться. Для этого следует прочитать введение (предисловие), аннотацию автора (если она имеется). В них раскрывается основное содержание книги, её цели, определяются границы исследования. Нужно просмотреть и оглавление работы, раскрывающие её содержание. Это облегчит процесс нахождения ответа на интересующий воп­рос. Необходимо обратить внимание на год издания монографии, а иногда даже дату подписания её в печать, имея в виду возможные изменения в законодательстве, не освещённые автором. Можно также составить план прочитанного, т.е. дать перечень тех вопросов, рассмотрению которых посвящена читаемая работа.

После предварительного ознакомления с книгой можно перейти к её чтению.

Полезное чтение складываетсяиз следующих этапов:

1) уяснение, а затем усвоение прочитанного материала;

2) обдумывание;

3) конспектирование самого источника.

При чтении литературы необходимо составить конспект, который рекомендуется писать ручкой на одной стороне стандартных листов чистой бумаги. В самом начале конспекта должно быть полностью записано название конспектируемой работы и фамилия её автора.

При конспектировании необходимо быть очень внимательным к первоисточнику. При этом, целесообразно указывать записи в конспекте всех выходных данных, а так же общего количества страниц книги или статьи в журнале. Не следует полагаться на те ссылки, которые име­ются в монографии или в статье. В них возможны опечатки и неточнос­ти. Они могут не совпадать по контексту, иметь в этих трудах дру­гое смысловое значение. В любом случае следует сверить используе­мую цитату с первоисточником, уяснить её содержание, а нагрузку соотнести с содержанием своего текста, затем уже ис­пользовать в тексте.

При конспектировании следует тщательно отбирать и осмысли­вать необходимый для написания ВКР материал, ориентируясь на намеченные в плане разделы. В конспекте полезно намечать, в какой части ВКР будет использован тот или иной фактический материал или положение, развиваемое в прочитанной ра­боте.

При изучении литературы рекомендуется обращаться к различным словарям, энциклопедиям в целях выяснения списка специальных слов и терминов. Нельзя оставлять без внимания непонятные слова и вы­ражения, неизвестные имена.

Существует два вида записей при конспектировании: цитаты и заметки.

Цитата - это дословная выдержка из какого-либо текста сочинения, приводимая для подтверждения излагаемой мысли. Цитата подк­репляет мысли автора-выпускника, даёт им большую силу и убедительность. Она должна быть по возможности краткой и точной.

Выписывать цитату следует на отдельный листок бумаги, используя од­ну сторону. Это позволяет в процессе написания ВКР вставить цитату в нужное место без повторного переписы­вания.

Заметки, или свободное цитирование. Этот вид работы преследует две цели: во-первых, кратко изложить мысли автора книги, а, во-вторых, высказать своё отношение. В этом случае студент может разделить чистый лист бумага пополам, в левой половине дословно или своими словами изложить точку зрения и вывод автора книги или статьи с указанием соответствующих страниц, а в правой - высказать своё отношение.

Не следует цитировать пусть и отдельно выраженные, но не оригинальные, не самостоятельные высказывания, повторяющие расхо­жие или неоспоримые истины.

Конспект - сжатый пересказ мыслей автора. При конспектировании, прежде всего, следует обдумать и уяснить прочи­танное, а потом лишь записывать. Подборка, обобщение, анализ материалов правоприменительной практики необходимы для укрепления своего теоретического исследо­вания, а также для подтверждения выводов автора какими-либо конкретными примерами. Таким образом, теоретические рассуждения студента приобретают свою практическую значимость, выявляют его способность ориентироваться в реальной жизни пра­вовой нормы.

Наконец, возможны как результат исследования про­думанные, взвешенные практические рекомендации по повышению ка­чества юридической деятельности, предложения по совершенствованию действующего законодательства. В выпускной квалификационной работе очень важно сочетать использование как опубликованной, так и местной практики. Ценным источником являются заключения и иные акты Конституционного Суда РФ, руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, опубликованные определения судебных коллегий, обзоры прак­тики следствия, прокурорского надзора. Преимущества использования материалов местной судебной практики состоят в большем учёте специфики нашего региона, наглядности материала и возможностях его более точного анализа по ходу написания ВКР.

Весьма ценным источником теоретических суждений и выводов являются материалы собственных конкретно-социологических исследо­ваний, которые могут заключаться в опросах, анкетировании и беседах-интервью как работников правоприменительных органов, так и других групп населения по вопросам, представляющим научный интерес соискателя.

Характер, объём изучения и обобщения материалов практики определяется темойинаправленностью ВКР, его струк­турой и планом. Всё это должно быть согласовано в ходе работы с научным руководителем.

Не следует забывать, что эффективное использование данных юридической практики возможно лишь при условии правильного периода, за который проводится изучение, и количества изучаемых дел (материалов). Для регистрации и последующей группировки информа­ции рекомендуется использование карточек, анкет и таб­лиц, составляемых с помощью научного руководителя и в соответствии с планом изучения практики. Ссылка в тексте на источник сведений решений конкретного документа какого-либо органа или должностного лица строго обязательна. Использование статистических данных также должно быть подтверждено.

Отдельно следует остановиться на использовании выпускных квалификационных работ прошлых лет по мере их накопления, особенно тех, которые рекомендованы ГАК к внедрению в учебный процесс или в практику. При соблюдении условий критического, самостоятельного подхода к проб­лемам исследованным вних, выработки собственного пути решения и учёта изменившейся обстановки, нового в законодательстве и правоприменительной практике такое обращение к работам прошлых лет может принести только пользу.

Естественно, что должны пресекаться малейшие попытки плагиата и некритического заимствования ка­ких-либо положений и выводов.

Планирование, структура, объЁм и атрибуты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: