Руководители ВКР назначаются приказом Ректора СыктГУ по представлению кафедры УПиП из числа профессоров и доцентов. Ими могут быть также назначены научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты правоприменительных органов, наиболее опытные преподаватели.
По предложению научного руководителя кафедра вправе приглашать консультантов по отдельным разделам такой работы. В тех случаях, когда тема включает знания различных отраслей юриспруденции либо носит ярко выраженный прикладной характер, назначение научного консультанта является обязательным.
Консультантами по отдельным разделам могут назначаться профессора и преподаватели других вузов, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники правоохранительных органов, государственных предприятий, организаций и учреждений.
Научный руководитель обязан:
1. Составить вместе со студентом задание и календарный график выполнения выпускной квалификационной работы. Задание и график утверждаются заведующим кафедры.
2. Помочь студенту составить программу научного исследования (высокое качество исследования может обеспечить только хорошо продуманная программа, которая должна состоять из нескольких разделов).
В процессе формулировки проблемы исследования нужно стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение проблемная ситуация, а также существующие в жизни противоречия, определяющие её. При этом надо избегать постановки мнимых проблем, которые не отражают реальной социальной ситуации либо давно решены. Однако следует опасаться и выдвижения проблем слишком широкого плана.
Если проблемную ситуацию можно разрешить уже известными средствами, то речь идёт о практической проблеме и о поиске способов приложения уже имеющихся знаний. Следствием же разработки научных проблем является получение нового знания, создание научной модели, объясняющей то или иное социальное явление.
Определение цели и задач исследования
Цель исследования - это общая его направленность (теоретическая или практическая), предполагаемый результат. Соискатель должен чётко представлять, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется его исследование.
Определение (постановка) задач исходит из цели. Образно говоря, цель дробится на «части» - подцели, которые и называются задачами, т.е. задачи – это ближайшие цели, достижение которых и приближает исследователя к главной цели.
Задачи исследования - это средства и конкретизация цели исследования в виде совокупности конкретных целевых установок на анализ и решение проблемы.
Определение объекта и предмета исследования
Объект исследования - это явление или процесс, по поводу которого оно будет проведено. Это как бы «внешние очертания» проблемы.
Предметом исследования принято считать наиболее значимую сторону объекта с точки зрения теории и практики, которая непосредственно подлежит изучению.
Интерпретация и логический анализ основных понятий
Большое значение в проведении исследования имеет разработка понятийного аппарата, иначе говоря, языка исследования, в том числе поиск эмпирических значений наиболее важных теоретических положений. Логический анализ основных понятий, занимающих главенствующее место в определении предмета исследования, предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе уяснение соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии.
Эмпирический показатель представляет собой наблюдаемое и измеряемое явление, которое используется для того, чтобы указать на наличие другого явления, недоступного для прямого наблюдения и измерения. Так, например, понятие “отношение к праву” нельзя прямо наблюдать и измерить. Это можно сделать лишь косвенным путём, разложив его на компоненты, отражающие отношение граждан:
- к праву как к ценности;
- к основным принципам права;
- к конкретным отраслям права;
- к тем или иным конкретным правовым нормам.
Последний из них также можно разложить на ряд характеристик: соблюдение норм уголовного или уголовно-процессуального права; умение защищать свои права правовыми средствами и т.д. Данные понятия уже можно подвергнуть объяснению, например, через эмпирические показатели, свидетельствующие о наличии или отсутствии явления, выраженного в теоретическом понятии.
Формулировка рабочих гипотез
Определить проблему исследования студенты, как правило, пытаются на основе имеющихся у них знаний и прежнего опыта. Но для полного решения проблемы этого, к сожалению, недостаточно. На основе имеющихся знаний исследователь строит предварительное объяснение проблемы - некоторые допущения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют исследуемое явление, т.е. формулирует гипотезу.
Следовательно, гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.
Методы сбора информации
Программа исследования считается полноценной тогда, когда в ней показано, почему использовались именно эти, а не другие методы сбора информации, раскрыта связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования. Например, при использовании анкетирования необходимо указать в программе, для решения какой задачи и подтверждения какой гипотезы был разработан конкретный блок вопросов анкеты.
Рабочий план исследования,отражающий основные процедурные мероприятия, составляется наряду с программой и утверждается одновременно с ней научным руководителем. Он упорядочивает основные этапы исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, материальными и людскими ресурсами. Влючает все виды предполагаемых работ - изучение необходимой литературы, проблемное (пилотажное) исследование, основное обследование, обеспечивающее сбор материалов об объекте, подготовку данных для обработки, а также редактирование, кодирование анкет, обработку данных, их анализ и интерпретацию, составление отчёта, написание научной работы и практических рекомендаций, их внедрение в практическую деятельность.
При направлении студента на преддипломную практику ему выдаётся персональное задание, связанное со сбором материала правоприменительной деятельности соответственно избранной теме. При необходимости руководителю практики целесообразно разработать вместе с соискателем анкеты опросника и другие инструменты конкретных исследований проблем практики в правоохранительных органах и судах.
При этом студенту рекомендуется для подготовки ВКР основную и вспомогательную литературу, нормативные, справочные и архивные материалы. Обращается его внимание на состояние законодательного решения того или иного вопроса по избранной теме и наличие соответствующих положений в заключениях Конституционного Суда РФ, постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ на изучение опубликованных материалов и региональной следственно-судебной практики, а также другие источники.
При прохождении практики выпускающей кафедрой проводятся консультации в установленные расписанием часы и дни недели, а также периодически контролируется ход выполнения работы вплоть до обязательного посещения места прохождения практики и бесед с её руководителем.
Рекомендуется своевременно вносить коррективы в текст работы, внимание соискателя направляется на самостоятельное решение сложных задач и анализа возникающих проблем, он нацеливается на творческое, инициативное отношение к актуальным вопросам современности.
Основная задача научного руководителя состоит в том, чтобы с его помощью выпускник смог провести самостоятельное исследование. Особенно важны консультации в тот период написания ВКР, когда студент уже изучил необходимый минимум литературы и других источников и составил план. Научный руководитель может внести необходимые изменения в план, указать новейшую литературу и провести конкретный инструктаж. На первых встречах нужно определить порядок дальнейших консультаций и предъявления работы на просмотр. Не следует представлять работу руководителю частями, поскольку поним трудно определить правильность общего её направления. Лучше контролировать выполнение работы по отдельным главам. К помощи руководителя выпускник может обращаться и в незапланированный день в том случае, если он встретился с какими-либо затруднениями.
Нередко работа научного руководителя сводится к ответу на вопросы соискателя или к частой проверке полученныхим результатов. На консультациях научный руководитель может проводить своеобразные занятия: проверять знания студента, давать задания по теоретическим и практическим вопросам к следующему занятию. Поэтому целесообразно особенно на первом этапе сочетать как индивидуальные, так и групповые консультации и беседы для руководимых данным преподавателем студентов. Наряду с этими традиционными формами руководства следует практиковать чтение для соискателей обзорных (специализированных) лекций по узловым, дискуссионным и сложным проблемам нескольких выпускных квалификационных работ, выполняемых под руководством одного преподавателя.
Научный руководитель отвечает перед кафедрой за выполнение сроков написания ВКР согласно составленному графику и за качество работы соответственно требованиям, предъявляемым к данного рода научной продукции в высшей школе.
По предложению научного руководителя и представлению кафедры Государственная Аттестационная Комиссия при защите выпускной квалификационной работы может рекомендовать её к внедрению в качестве учебного пособия по кафедре или к применению в деятельности правоприменительных органов. Данные сочинения впоследствии могут быть отобраны для участия в конкурсах на лучшую работу или подготовлены для публикации в сборниках научных трудов кафедры, а также в иных изданиях.
Промежуточные результаты исследования могут быть подготовлены студентом с помощью научного руководителя как доклад или сообщение на заседаниях научного кружка, итоговой научной студенческой конференции, на иных конференциях (кафедральной, межкафедральной, межвузовской и т.д.). Участие в конференциях принимается во внимание при защите, оценке ВКР и, как правило, поощряется ГАК.