Наиболее распространенным из эксплуатационных критериев является возможность судна двигаться прямым курсу при ветре наиболее неблагоприятного направления.
Для судов внутреннего плавания расчетная скорость ветра должна быть принята равной: 19 м/с - для судов класса " М "; 15 м/с - для судов класса " О "; 12 м/с - для судов классов " Р " и " Л ". Угол перекладки рулей не должен превышать при этом 20 градусов.
Для морских судов регламентируется эффективность рулей, которая должна обеспечить способность сохранять прямой курс при действии ветра со скоростью 25 м/с (с учетом рыскания на ветровом волнении).
В качестве характерных маневров для суждения о выполнении данного критерия могут быть приняты:
1. Циркуляция при угле перекладки рулей в 20 градусов.
2. Зигзаг 20/10 (Параметры «Зигзага Кемпфа» ( =20°; =10°)
при наиболее неблагоприятном направлении ветра -> «в борт ».
Расчет выполняется при относительной подаче топлива в двигатели .
С прямого курса рули перекладываются вправо на угол 20 градусов. После поворота судна на 360 градусов рули перекладываются на левый борт на такой же угол. Отмечаются выход судна из циркуляции и параметры циркуляции. Осуществляется их сравнение с аналогичными параметрами циркуляции на тихой воде. Приводятся траектория движения на рисунке 3.14, а также параметры движения на рисунке 3.15.
Рис. 3.14. Циркуляция при ветре - траектория движения.
Рис. 3.15. Зигзаг в условиях ветра – параметры движения.
Данные расчета должны показывать, что судно уверенно совершает вращение в нужную сторону и изменяет направление вращения при перекладке рулей на другой борт.
Выполняется расчет маневра «зигзаг Кемпфа» на протяжении 200 - 400 секунд.
В процессе расчета регистрируются в файле – накопителе данных программы такие результаты:
- Угол перекладки рулей .
- Угол курса .
- Угол дрейфа .
- Относительная угловая скорость вращения .
- Координаты центра тяжести .
Результаты расчета в виде зависимости угла курса и приводятся на рисунке 3.15.
Данные расчета должны показывать, что судно уверенно совершает вслед за перекладкой рулей повороты, при сохранении генерального курса.
В таком случае можно утверждать, что критерий управляемости судна при ветре выполнятся.