Доминирование лидерской позиции над гендерным фактором

1. Ситуационно-должностной подход (Р.Хауз, Дж.Хант) на первое местоставит не пол, а должность. Следовательно, мужчины и женщины, занимающие сходные должности и успешно выполняющие сходные лидерские роли, не должны значительно отличаться друг от друга ни по поведению, ни по факторам эффективности.

2.Статусная теория (или теория ранговых ожиданий), созданная Дж. Бергером, отождествляет восприятие того или иного человека в группе и их статус в обществе. Так, если статус мужчин в обществе в целом выше, чем женщин, то и первичное восприятие женщины группой ниже, а мужчины - выше. Поэтому женщине приходится тратить намного больше усилий для карьерного роста в достижении равных с мужчиной успехов.

3. Поведенческая динамическая модель обмена«лидер – исследователь»(Г. Граен) основой успешного лидерства считает умение устанавливать тесные позитивные отношения с людьми. Эта модель связана с другой концепцией, крайне популярной в настоящее время - концепцией трансформационного лидерства(Б.Басе и Дж.Хант). Согласно обеим концепциям, тесные деловые отношения могут быть основаны на уподоблении (сходстве) людей. Поэтому-то женщине трудно достичь лидерства в мужской компании. На первое место в отношениях выходят отнюдь не ее деловые качества.

Команды и разделенное лидерство

Организация работы на базе команд требует особого внимания к роли и целям лидера. В частности, по мере развития команды роль лидера меняется: на начальных этапах он, как прави­ло, играет роль учителя и наставника, а на заключитель­ном этапе - роль фасилитатора. Однако в деятельности ко­манд как малых групп имеется еще один аспект, а именно: невозможно, а часто и нецелесообразно, чтобы роль лиде­ра исполнял один человек на протяжении всего периода работы команды.

Действительно, при реализации конкретного проекта часто оказывается, что его лидером в разные периоды време­ни должны становиться разные люди, чья компетенция наиболее соответствует данной фазе проекта. Это не означает, что лидеры, выполнившие свои функции на предшествующих фазах, должны покидать команду. Они могут продолжать в ней работать, но теперь уже в роли последователей. Таким образом, одно и то же лицо должно уметь быть и лидером, и последователем, а лидерство может передаваться как эстафетная палочка.

Такой подход получил название разделенного лидерства.Вполне очевидно, что он требует несколько иных навы­ков, чем традиционное «стационарное» лидерство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: