Гендерные аспекты лидерства

Все большее распространение получает мнение, что женщины способны выполнять менеджерские функции как минимум не хуже мужчин. Несмотря на это, их по-прежнему меньшинство на среднем и высшем уровнях управления (5 и 1% соответственно в США). В России только 7% женщин становятся руководителями, в то время как среди мужчин руководителем становится каждый второй.

Первые исследования в области гендерных аспектов лидерства были проведены в США Уайтом (1945) и Харвелом (1953). Активно эта область стала развиваться в 1970-е годы под влиянием феминистской психологии. Э. Гидденс (1995) проводил кардинальные различия полов, утверждая, что институциональное разделение между полами фактически отделяют разум и эмоции. По мере развития общества традиционная картина начинает размываться, но скрытая дискриминация продолжает прослеживаться в литературе по особенностям управления людьми.

Направления исследований в области гендерных аспектов лидерства можно разделить на три класса. В первом гендерный фактор считается главным, во втором — предпочтение отдается лидерским качествам, в третьем — оба аспекта рассматриваются как равноправные.

Концепция гендерного потокабыла выдвинута Барбарой Гутек, которая считала фактор пола доминирующим. Согласно этой концепции, восприятие лидеров последователями зависит, прежде всего, от их пола.

Теория гендерного отбора лидеров(Дж.Боумен, С.Суттон) основана на предположении, что люди и в организациях, и в частной жизни предъявляют разные требования к лидерам разного пола. По отношению к женщинам эти требования выше: чтобы получить руководящую должность, женщина должна продемонстрировать гораздо большую компетентность, чем мужчина. Поскольку это трудно, признанных женщин-лидеров меньше.

Концепция токенизма(Р.Кэнтер) предполагает, что на групповую динамику значительное влияние оказывает пропорция в группе представителей из разных культурных категорий (по тендерной и расовой принадлежности). Члены в группе, составляющие большинство по какому-то из указанных признаков, были названы доминантами, а меньшинство — «токенами»(символами). Последние из-за малочисленности более заметны, их характеристики преувеличиваются, они воспринимаются более стереотипно. Так, женщины в мужской группе или мужском деловом мире должны подходить под одну из разновидностей социальных стереотипов:

а) «матери» — от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности;

б) «соблазнительницы» - «токен» выступает в организации лишь сексуальным объектом с высоким должностным статусом;

в) «игрушки, талисмана» — не столько лидера, сколько женщины, приносящей удачу;

г) «железной леди» — таким «токенам» приписывается неженская жесткость, их опасаются и от них держатся на расстоянии.

Описываемые в концепции токенизма; механизмы на самом деле мешают женщине занять равную позицию с другими доминантами организации, затрудняют ее плодотворную деятельность.

Развивая концепцию токенизма, Е.Джоунс, Р.Лайден и Т.Митчел предложили способы преодоления негативных побочных явлений, связанных со стереотипностью и преувеличением в восприятии деловых и личностных свойств «токенов». Они предположили, что разрушить стереотипы можно, используя методы инграциации(впечатляющего менеджмента), эффективного влияния на окружающих с помощью слов, невербальных методов и действий. При эффективном использовании инграциации устанавливаются более глубокие межличностные отношения и культурные стереотипы разрушаются, а токены занимают равное положение в группе с доминантами.

Для объяснения отсутствия различий между лидерами разного пола используется идея андрогинии. Джудит Спенс рассматривала андрогинность как сочетание показателей высокой «маскулинности» и высокой «фемининности». Сандра Бем представляла андрогинность как баланс между «маскулинностью» и «фемининностью». Но следствием как первого, так и второго вариантов в любом случае может стать внутренний дисфункциональный конфликт у субъекта, сочетающего в себе трудносочетаемое.

Сторонники фрейдизматрадиционно негативно относятся к женскому лидерству, связывая его с ненатуральной «маскулинной» тендерной ролью. Они рассматривают женское (фаллическое) стремление к лидерству как проявление неполноценности женщины, завидующей мужчине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: