Стратегия решения проблем в рамках технологии РКМЧП

Современные педагоги высшей школы считают, что проблемным обучением можно назвать обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучаемые усваивают новые знания, умения и навыки. Целью этого подхода является такие умения как:

· Самостоятельно увидеть и сформулировать проблему;

· Выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки;

· Собрать данные, проанализировать их, предложить методику их обработки;

· Сформулировать выводы и увидеть возможности практического применения полученных результатов;

· Увидеть проблему в целом, ее аспекты и этапы решения, а при коллективной работе – свою роль в ее решении.

· В качестве проблемно – содержательных характеристик проблемного обучения в

· вузе выделяются:

· Тот или иной тип противоречия, выявленного преподавателем совместно со студентами.

· Отсутствие известных способов решения подобных проблем.

· Дефицит данных или теоретических моделей.

Стратегия ИДЕАЛ.

Развитие критического мышления подразумевает формирование умения решать проблемы, т. е. умения ее увидеть, проанализировать с различных точек зрения, выделить ее аспекты, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения, выбрать наиболее оптимальный способ. Решить проблему легче, если она реальна, т. е. соотносится с собственным жизненным опытом.

Стратегию ИДЕАЛ разработал Дж. Брэнсфорд.

И – идентифицируйте проблему

Д – добейтесь до ее сути

Е – есть варианты решения

А – а теперь – за работу!

Л – логические выводы.

1. Идентификация проблемы. Проблема определяется в самом общем виде.

2. Формулировка проблемы в виде вопроса. На втором этапе студенты формулируют проблемы в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слов “Как…”, и в нем должно отсутствовать отрицание.

3. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы. Осуществляется посредствам “мозговой атаки”. Любая критика здесь запрещена. Важно количество, чем больше решений, тем лучше (для графической организации идей можно использовать кластеры).

4. Выбор оптимального варианта. Теперь студенты, взвесив все за и против, выбирают лучший вариант решения проблемы.

5. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе студенты анализируют проделанную ими работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: