Денататный граф – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Принципы построения.
· Выделение ключевого слова (словосочетания).
· Чередование имени и глагола в графе.
· Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак.
· Дробление ключевого слова по мере построения графика на слова – веточки.
· Соотнесение ключевого слова с каждым словом – веточкой, чтобы исключить несоответствие, противоречия и т. д.
Пример:
Организационная культура |
Включает |
регулирует |
Господствующие ценности |
Межличностные отношения |
Этот прием может использоваться как на фазе вызова, так и на этапе рефлексии. В группах, индивидуально, в парах.
“Мышления под прямым углом ”.
Список А. Факты: 1-; 2-; 3-; |
Тема
Выводы |
Список Б: Ассоциации и мнения 1. 2. 3. |
Данную стратегию целесообразно использовать на семинарских занятиях для работы с понятиями, фактами. Новые понятия усваиваются хорошо, если переведены на индивидуальный язык, т. е. интерпретированы своими словами.
|
|
“Фишбоун” (рыбий скелет).
Используется для решения проблем. Дает возможность увидеть все аспекты проблемы. Решить ее, опираясь на достаточно ясную фактическую базу.
Ход работы:
· Стадия вызова – постановка проблемы.
· Стадия осмысления – чтение текста, в процессе которого студенты работают со схемой, в голове скелета – проблема, на верхних косточках студенты обозначают причины возникновения проблемы, на нижних факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин.
· Стадия рефлексии – вывод в хвосте скелета
Причина Причина
Факт Факт
“Концептуальная таблица”
Представляет собой матрицу, составление которой дает возможность белее четкого сравнительного анализа или комплексной оценки. Студент должен самостоятельно классифицировать элементы рассматриваемого материала, а также сформулировать критерии для их анализа и оценки. Преподаватель не задает параметры, по которым необходимо анализировать текст. Весь наработанный материал студент сводит в таблицу.
Резюме: Особенность графических приемов технологии РКМЧП состоит в том, что они являются ядром, вокруг которого строится процесс обучения. Таблицы, схемы, графики не даются студентам в готовом виде, а служат инструментом для формирования навыков эффективного мышления. Другая особенность – они используются для формирования культуры работы с информацией.