Технология групповой работы

Группа — это определенный коллектив людей, собравших­ся для коммуникации между собой и преподавателем и пре­следующих одну и ту же цель. Способы организации группы зависят от типа предполагаемого собрания. Обычно различа­ют три основных типа собраний, преследующих каждый свою цель:

· собрание-дискуссия, или групповое интервью – это средство, с помощью которого узнается мнение данной груп­пы на данный вопрос;

· собрание исследователей и изобретателей – это метод, позволяющий группе дать полный простор своей фантазии в поисках решения данной проблемы;

· собрание для принятия решения – это собрание, где груп­па принимает решение по данной проблеме.

Методы работы внутри группы.

Под групповой работой понимается совместная деятель­ность людей в группах по 3-9 человек для выполнения отдель­ных заданий, предложенных преподавателем. Члены группы сами устанавливают регламент общения, самостоятельно на­правляют свою деятельность, отдавая предпочтение наиболее компетентному и организованному лидеру представить ре­зультаты работы группы тем, от кого получено задание, или с кем по сценарию занятия группа вступает во взаимодействие.

Групповая работа преследует следующие цели:

1. Улучшение информированности членов группы; при этом развиваются горизонтальные коммуникации и взаимо­понимание.

2. Разработку новых идей, решений, повышение актив­ности членов группы и стимулирование их к нахождению но­вых вариантов.

3. Создание коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи.

Для повышения эффективности групповой работы существуют следующие приемы:

1. Знакомство друг с другом. Каждый член группы сооб­щает имя, фамилию, место работы, должность, личные качес­тва, которые будут помогать или мешать работе с ним, что-то интересное о себе. Для ускорения знакомства можно напи­сать на табличке свое имя и поставить перед собой на стол.

2. Визитная карточка группы. Предложить группе при­думать знаки и символы группового отличия: название, де­виз, под которым группа собирается работать, визуальный символ.

3. Предложить группе начать работу и «отключиться».

4. На вопросы удивления и возмущения не отвечать.

5. Паузу держать до 10-15 минут. Эта операция мобилизует и концентрирует внимание группы, выделяет организацион­ных лидеров, ведет к групповой самоорганизации.

6. Деление на микрогруппы. Группа делится на подгруп­пы, в подгруппе обсуждают проблему, находят ее решение, а на совещании всей группы докладывают о результатах. Груп­па анализирует полученные результаты, обсуждает их и нахо­дит причины возникновения проблем.

7. Конфликт в группе. Для урегулирования конфликтных ситуаций можно рекомендовать некоторые приемы. Напри­мер, поменять членов группы, поставить перед находящими­ся в конфликте единую цель, достичь которую можно лишь совместными усилиями, расширить групповое общение и пр. При появлении недоразумений группа может пригласить представителей других групп или использовать так называе­мые советы третьих лиц (эксперты, консультант, преподава­тель).

8. Техника аргументации и контраргументации. Для аргументации, опровержения или противопоставления доводов, можно использовать:

o Фундаментальный подход. Выступающий знакомит оп­понента с фактами, сведениями, которые являются основой доказательства.

o Метод поиска противоречий. Выявляются противоречия в доводах, в аргументах оппонента.

o Метод достижения последовательности выводов. Посте­пенно, шаг за шагом, посредством частичных выводов высту­пающий приводит оппонента к желаемому выводу.

o Метод образного сравнения (наглядности). Доводам придается яркость, образность, наглядность. Можно исполь­зовать рисунки, схемы, графики, символы и др.

o Метод <да..., но>. Выступающий, признавая доводы, со­глашается с одной их стороной, но указывает и на другую. Пример: Вы совершенно правы. Но учли ли Вы то, что...?

o Метод деления. Все имеющиеся аргументы неточны, противоречивы, ошибочны. Начинать обсуждение лучше с ошибочных аргументов.

o Метод игнорирования. Временно откладывать, не об­суждать какой-либо аргумент, довод, если он не может быть ни опровергнут, ни принят.

o Метод акцентирования. Акценты делаются на те выво­ды, доводы, которые интересуют одного из оппонентов.

o Метод видимой поддержки. Выслушав доводы оппонен­та, приводятся новые доказательства в пользу его решения, а потом следуют решения и доводы в свою пользу, которые оп­ровергают все доводы оппонента.

o Постепенное перелицевание. Благодаря доводам суть де­ла для оппонента изменяется вплоть до противоположной.

o Обращение к формальной структуре. Для опровержения или поддержки какого-либо решения выступающий обраща­ется к предписаниям, формальным обязанностям, норматив­ным документам, закону и пр.

o Сравнение. Выступающий (или преподаватель) нейтра­лизует замечание с помощью аналогий вместо того, чтобы прямо отвечать на него. Сравнения могут приводиться из той области, которую оппоненты знают или же могут провести параллель из собственного опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: