Технология групповой работы

Группа — это определенный коллектив людей, собравших­ся для коммуникации между собой и преподавателем и пре­следующих одну и ту же цель. Способы организации группы зависят от типа предполагаемого собрания. Обычно различа­ют три основных типа собраний, преследующих каждый свою цель:

· собрание-дискуссия, или групповое интервью – это средство, с помощью которого узнается мнение данной груп­пы на данный вопрос;

· собрание исследователей и изобретателей – это метод, позволяющий группе дать полный простор своей фантазии в поисках решения данной проблемы;

· собрание для принятия решения – это собрание, где груп­па принимает решение по данной проблеме.

Методы работы внутри группы.

Под групповой работой понимается совместная деятель­ность людей в группах по 3-9 человек для выполнения отдель­ных заданий, предложенных преподавателем. Члены группы сами устанавливают регламент общения, самостоятельно на­правляют свою деятельность, отдавая предпочтение наиболее компетентному и организованному лидеру представить ре­зультаты работы группы тем, от кого получено задание, или с кем по сценарию занятия группа вступает во взаимодействие.

Групповая работа преследует следующие цели:

1. Улучшение информированности членов группы; при этом развиваются горизонтальные коммуникации и взаимо­понимание.

2. Разработку новых идей, решений, повышение актив­ности членов группы и стимулирование их к нахождению но­вых вариантов.

3. Создание коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи.

Для повышения эффективности групповой работы существуют следующие приемы:

1. Знакомство друг с другом. Каждый член группы сооб­щает имя, фамилию, место работы, должность, личные качес­тва, которые будут помогать или мешать работе с ним, что-то интересное о себе. Для ускорения знакомства можно напи­сать на табличке свое имя и поставить перед собой на стол.

2. Визитная карточка группы. Предложить группе при­думать знаки и символы группового отличия: название, де­виз, под которым группа собирается работать, визуальный символ.

3. Предложить группе начать работу и «отключиться».

4. На вопросы удивления и возмущения не отвечать.

5. Паузу держать до 10-15 минут. Эта операция мобилизует и концентрирует внимание группы, выделяет организацион­ных лидеров, ведет к групповой самоорганизации.

6. Деление на микрогруппы. Группа делится на подгруп­пы, в подгруппе обсуждают проблему, находят ее решение, а на совещании всей группы докладывают о результатах. Груп­па анализирует полученные результаты, обсуждает их и нахо­дит причины возникновения проблем.

7. Конфликт в группе. Для урегулирования конфликтных ситуаций можно рекомендовать некоторые приемы. Напри­мер, поменять членов группы, поставить перед находящими­ся в конфликте единую цель, достичь которую можно лишь совместными усилиями, расширить групповое общение и пр. При появлении недоразумений группа может пригласить представителей других групп или использовать так называе­мые советы третьих лиц (эксперты, консультант, преподава­тель).

8. Техника аргументации и контраргументации. Для аргументации, опровержения или противопоставления доводов, можно использовать:

o Фундаментальный подход. Выступающий знакомит оп­понента с фактами, сведениями, которые являются основой доказательства.

o Метод поиска противоречий. Выявляются противоречия в доводах, в аргументах оппонента.

o Метод достижения последовательности выводов. Посте­пенно, шаг за шагом, посредством частичных выводов высту­пающий приводит оппонента к желаемому выводу.

o Метод образного сравнения (наглядности). Доводам придается яркость, образность, наглядность. Можно исполь­зовать рисунки, схемы, графики, символы и др.

o Метод <да..., но>. Выступающий, признавая доводы, со­глашается с одной их стороной, но указывает и на другую. Пример: Вы совершенно правы. Но учли ли Вы то, что...?

o Метод деления. Все имеющиеся аргументы неточны, противоречивы, ошибочны. Начинать обсуждение лучше с ошибочных аргументов.

o Метод игнорирования. Временно откладывать, не об­суждать какой-либо аргумент, довод, если он не может быть ни опровергнут, ни принят.

o Метод акцентирования. Акценты делаются на те выво­ды, доводы, которые интересуют одного из оппонентов.

o Метод видимой поддержки. Выслушав доводы оппонен­та, приводятся новые доказательства в пользу его решения, а потом следуют решения и доводы в свою пользу, которые оп­ровергают все доводы оппонента.

o Постепенное перелицевание. Благодаря доводам суть де­ла для оппонента изменяется вплоть до противоположной.

o Обращение к формальной структуре. Для опровержения или поддержки какого-либо решения выступающий обраща­ется к предписаниям, формальным обязанностям, норматив­ным документам, закону и пр.

o Сравнение. Выступающий (или преподаватель) нейтра­лизует замечание с помощью аналогий вместо того, чтобы прямо отвечать на него. Сравнения могут приводиться из той области, которую оппоненты знают или же могут провести параллель из собственного опыта.





Подборка статей по вашей теме: