Глоссарий. Тест,Надежность теста, Валидность теста, Критериально-ориентированный тест

Тест,Надежность теста, Валидность теста, Критериально-ориентированный тест.

ТЕМА 4: Технология портфолио.

В условиях реформирования образования в России личностно-ориентированное обучение дало возможность признать ученика основным субъектом учебного процесса.

Данный подход декларирует главную и приоритетную ценность неповторимой индивидуальности личности ученика, от которой проектируются все звенья образовательного процесса. Однако на пути реализации личностно-ориентированного подхода в организации контроля и проверки знаний, умений и навыков учащихся встречается ряд противоречий, характерных для современной российской дидактики, традиционно ориентированной на учителя. Нет дидактики для самого ученика. В связи с этим возникают проблемы: как обучать ученика творческой рефлексии, умению самоуправления в решении учебных задач, как развивать способность к самооценке и самоконтролю в учебной деятельности.

Обилие тестовых заданий сегодня, перспектива перехода в недалеком будущем на единое итоговое тестирование означает становление данной системы контроля как основного способа проверки знаний. Безусловно, четкость заданий, единство требований должны повысить объективность контроля и снизить вариативность изучения материала, что является положительным моментом реформы. Однако, здесь наблюдается противоречие между основной задачей обучения - максимально полное научение каждого ребенка, то есть индивидуализация всего процесса, и способом решения этой задачи. Абсолютное, тотальное усреднение, обезличивание материала в единой системе тестов “закроет” от учителя значительную часть учебной деятельности ребенка, его отношение к проблеме, пути решения, которыми он пользовался. От качества обучения как процесса мы перейдем к количественным показателям уровня знаний. Только сумеет ли тест стать действительно во всех случаях объективным показателем приложенных усилий ребенка? Ответом на этот вопрос могут служить многочисленные предложения американских педагогов об изменении системы контроля, так как повальное применение тестов в этой стране привело к ухудшению качества знаний.

В конце 80-х годов американскими педагогами был разработан альтернативный вариант проверки ЗУНов, так называемое портфолио или папка достижений. По сути, портфолио является лишь частью, конкретным видом так называемого «аутентичного оценивания». Понятие «аутентичного оценивания» во многом равнозначно дефинициям «истинное, настоящее, подлинное, верное оценивание», иногда используется термин «подлинная оценка», или «оценивание реальных достижений».

Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированном образовании и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков обучающихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни – повседневной или профессиональной. В обучении на основе компетентностного подхода аутентичное оценивание направлено на выявление уровней сформированности компетенций.

Portfolio в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”. Portfolio assessment - “оценка человека, выполняющего определенные действия”.

Вот как определяют термин «портфолио» разные авторы:

Ø Портфолио – нечто большее, чем просто папка работ учащихся; это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся» (Кол. авт. Т.Г.Галактионова и др.);

Ø Портфолио - коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области. (Marzano R.J.);

Ø Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.(Valencia, 1990);

Ø Портфолио - целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях (Meier, 1991).

Термин «портфолио» в образовании понимается не так, как в сфере бизнеса или кадровой службе. Преподаватели используют его для развития у студентов умения анализировать и оценивать процесс собственного развития. Психологи часто говорят: «Осознал – значит изменился». Технология портфолио как раз и направлена на то, чтобы сделать процесс подобного осознания управляемым, целенаправленным и повседневным.

Внешне портфолио выглядит как набор каких-либо работ: это может быть папка с продуктами творческой деятельности студентов, фрагментами разнообразных интервью, докладов, отзывами преподавателей, схемами, отзывами студентов о тех или иных событиях и мероприятиях из жизни группы, кафедры, факультета, вуза; фотографии, видеоматериалы, презентации – снабженные комментариями и многое другое. Содержание портфолио зависит от вида и темы портфолио, заявленной преподавателем.

Обучение в вузе – это целенаправленный шаг к началу научно-исследовательской деятельности. И то, что является для опытного преподавателя-исследователя само собой разумеющимся – умение определять направление в собственном поиске, анализировать собственные данные, доступно и грамотно их оформлять и представлять – у начинающего исследователя не является сформированным в полной мере. Технология портфолио как раз и содействует развитию указанных характеристик.

Технология портфолио представляет собой не только воплощение идеи активного сбора информации, сведений, но и подробный алгоритм развития исследовательских умений в процессе работы с информацией.

Проектная деятельность, как обязательная составляющая портфолио, предполагает компоненты исследования и планирования, от студентов требуются умения организовывать свое время, свои мысли; глубокое проникновение в процессы познания, критики и рефлексии относительно целого сектора тем, и собственной деятельности, принятие и участие в установлении стандартов и требований к проекту, нахождение своего места в проекте.

В вузе портфолио может быть использовано:

· в качестве инструмента (средства), используемого при обсуждении результатов обучения;

· как возможность для рефлексии студентами собственной работы;

· для подготовки и обоснования целей будущей работы;

· как документ, в котором отражено развитие учащегося, его системы отношений, процесс становления его самоэффективности как преподавателя и исследователя;

· как демонстрация стилей обучения, свойственных студенту, сторон его интеллекта и особенностей культуры;

· как возможность для студентов рефлексии собственных изменений;

· как возможность для обучающихся самим установить связи между предыдущим и новым знанием.

В связи с изложенным, можно сделать вывод, что портфолио не только возможно, но и необходимо применять в вузе, как для оценивания учебных и научно-исследовательских достижений студента, магистранта в рамках отдельного курса, так и для оценивания его достижений в целом за период обучения.

В настоящее время существует целый ряд моделей портфолио, в основе которых лежат общие принципы, характерные для аутентичного оценивания:

1. Изменение целеполагания обучения и оценивания, которые становятся ориентированными на достижение результата. Целью становится – обучить умению учиться, исследовать сложные проблемы, решение которых предполагает сотрудничество, личную ответственность и толерантное отношение к ситуации неопределенности.

В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:

портфолио – собственность (собирается для себя);

портфолио – отчет (собирается для преподавателя).

2. Создание особой учебной среды, которая позволяет студентам, магистрантам конструировать собственное знание, развивать способности независимого мышления и действия, формировать особенности («привычки») мыследеятельностной и поведенческой сфер, которые позволяют им стать компетентными и ответственными.

Проектная деятельность, как обязательная составляющая портфолио, предполагает компоненты исследования и планирования, от учащихся требуются умения организовывать свое время, свои мысли; глубокое проникновение в процессы познания, критики и рефлексии относительно целого сектора тем и собственной деятельности, принятие и участие в установлении стандартов и требований к проекту; нахождение своего места в проекте.

В педагогической литературе наиболее часто встречаются следующие типы портфолио:

1. Портфолио документации (известен также как «рабочий» портфолио). Показывает развитие и рост в обучении студентов, представленный работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода. Может включать все – от зарождения идеи до ее воплощения и конечного результата.

2. Портфолио процесса. Включает подходы ко всем аспектам или стадиям процесса обучения. Особенно полезны при изучении документации полного процесса обучения. Показывает объединение магистрантом определенных знаний или навыков, развитие этих навыков, позволяющих овладению основным мастерством. Позволяет студентом рефлексировать процесс обучения.

3. Портфолио показателей. Лучше всего использовать для суммирования мастерства магистрантов, полученного по определенным пунктам учебного плана. Должен включать лучшие и законченные работы, отобранные как самим магистрантом, так и преподавателями. Особенно совместим с аудовизуальным развитием – включает фото-, видеоматериалы, электронные отчеты и презентации по завершенным работам. Должен включать письменный анализ магистранта и его реакцию на законченный процесс.

По содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:

портфолио достижений: включает в себя результаты работы студента, магистранта по конкретному блоку учебного материала, оформленные всеми возможными (известными, доступными) способами;

рефлексивный портфолио: включает в себя материалы по оценке/самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; по анализу особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т.д. Содержание портфолио может быть связано с работой магистранта по конкретной проблеме;

проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы;

портфолио для развития навыков высшего мышления: включает материалы, отражающие процесс обучения магистранта работе на уровне анализа – синтеза – оценивания;

тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу магистранта в рамках той или иной темы или модуля.

Следует выделить основные характеристики эффективного портфолио, такие как:

· портфолио - ясно отражает спрогнозированные результаты магистранта, которые он, как ожидается, достигнет;

· портфолио - сосредоточен как на самом процессе обучения магистрантов, так и на приобретении ими ключевых знаний, навыков, и отношений;

· портфолио - содержит образцы работ, выполненных в течении всего периода обучения в большей степени, в одиночные временные промежутки;

· портфолио - содержит работы, представляющие использование различных методов и приемов;

· портфолио - содержит разные образцы работ и их оценивания преподавателями, самими магистрантами.

Существует определенная процедура разработки портфолио:

1. Первая стадия – организация и планирование. Начальная стадия развития, которая влечет за собой принятие решения со стороны преподавателя и магистрантов. Магистрантам следует полностью понять цель портфолио и его статус средства контроля и оценки собственного развития.

2. Вторая стадия – собрание. Основная стадия представляет собой собрание значимых материалов, отражающий образовательный опыт магистранта и цели. Решения на этой стадии должны приниматься по отношению к контексту и содержанию портфолио. Выбор и сбор материалов основывается на разнообразии фактов, но при этом все материалы должны ясно отразить критерии и стандарты, идентифицированные для оценивания портфолио.

3. Третья стадия – осмысливание. Везде, где возможно, должно быть свидетельство метакогнитивных реакций магистранта после процесса обучения и их контроля, понимание развития ключевых знаний и навыков.

При разработке портфолио решение о том, какие виды работ следует включить в портфолио, должны основываться на целях портфолио. Без цели портфолио – только папка с выполненными работами. Портфолио применяется, чтобы придать смысл работе магистранта, возможность обсудить ее, также для мотивации, осуществления обучения через рефлексию и используется при оценке размышлений и письменных работ.

Алгоритм запуска портфолио в самом общем виде может быть представлен следующим образом:

1. Мотивация: каждому магистранту должно быть понятно, зачем нужно выполнять портфолио, возможно он сможет получить за него дополнительную оценку, либо портфолио позволит ему получить зачет по той или иной теме.

2. Определение вида портфолио: вид портфолио может быть задан преподавателем или выбран по желанию магистранта.

3. Сроки сдачи и время работы над портфолио: на занятиях, во время самостоятельной работы, во время домашней подготовки.

4. Общее количество рубрик: оптимальным количеством рубрик нам кажется 10, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть – по выбору магистранта.

5. Критерии оценивания: обсуждаются и определяются совместно с магистрантами. Определенные критерии могут быть обязательными и не подлежащими обсуждению, например наличие всех обязательных рубрик, аккуратность и полнота выполнения работы и т.п.

6. Способы оценивания: целесообразно, на наш взгляд, до начала работы над портфолио проговорить с магистрантами, какие способы будут использованы для оценивания портфолио.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: