Использование портфолио при оценивании

Как только портфолио организован, преподаватель может оценивать достижения магистранта. Оценка должна показать развитие магистранта по отношению к имеющимся стандартам, которые соотносятся с учебным планом и предполагаемыми прогнозами развития. Портфолио не используется для сравнения магистрантов между собой, он является документацией, говорящей об индивидуальном развитии за определенный отрезок времени.

Особого внимания требует механизм оценки портфолио, который может быть реализован следующим образом:

· оценивается только процесс и характер работы над портфолио;

· оцениваются по заданным критериям только отдельные части портфолио (например, обязательные рубрики);

· оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как среднее арифметическое;

· оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям;

· оценивается не только сам портфолио, но и качество его презентации;

· портфолио не оценивается, а магистрант выбирает отдельные части для презентации на итоговом занятии, что является допуском к зачету или экзамену.

Критерии оценивания, как правило, определяются совместно с магистрантами, но могут быть предложены преподавателем. Набор критериев зависит от особенностей учебного предмета, целей его освоения, условий обучения и т.д. Но в любом случае рекомендуется в качестве критериев рассматривать:

· наличие обязательных рубрик и выводов;

· использование исследовательских методов работы;

· проективный характер портфолио;

· «личностную привязку» содержания;

· качество оформления;

· анализ полезности портфолио для самого магистранта.

При конструировании модели портфолио следует учитывать, что портфолио может включать обязательную и вариативную части.

Обязательная часть может иметь различное наполнение и включать как одинаковые для всех, так и альтернативные задания и формы работы. В любом случае обязательная часть заключает в себе информацию и задания, обеспечивающие достижение образовательного стандарта по предмету. Важно, что даже на уровне стандарта магистранты имеют возможность выбора заданий, в наибольшей степени соответствующих их индивидуальным особенностям.

Вариативная часть предполагает расширенный или углубленный уровень освоения содержания модуля (или курса) и рассчитана на высокую познавательную активность магистрантов. Здесь, наряду с заданиями повышенной сложности, могут быть предложены работы творческого характера. Поэтому вариативная часть может включать дополнительные рубрики, которые магистрант предлагает сам.

Обязательным является блок самооценки портфолио.

Смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности

Процедура самооценки включает:

· Разработку преподавателем четких эталонов оценивания и ознакомление с ними магистрантов;

· Создание необходимого психологического настроя магистрантов на анализ собственных результатов;

· Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания магистрантам известны и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты;

· Составление магистрантами собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Итоги работы с портфолио, как правило, подводятся на специальном занятии, которое может называться «портфолио-конференция» и проводится с использованием различных интерактивных форм деятельности.

Использование такой модели позволяет магистрантам самостоятельно конструировать структуру и содержание портфолио, поэтому создаются условия для разноуровневого освоения учебного содержания модуля или курса, выбора форм учебной работы, приемов и способов оценивания и презентации готовых материалов. За счет этого реализуется индивидуальный маршрут обучения.

Использование портфолио с целью оценивания обеспечивает преподавателя системой планирования собственной деятельности, т.к. может выявить сильные и слабые стороны в его деятельности.

Регулярное использование технологии портфолио на различных предметах позволит увеличить исследовательский компонент в преподавании различных дисциплин, в разных формах. Даст возможность опытным преподавателям-наставникам наблюдать за повседневной деятельностью магистрантов, а значит, во время корректировать и направлять их деятельность, проявлять заботу при «выращивании» компетентного специалиста не аврально (перед зачетами и экзаменами, как в традиционной системе обучения), а на всем протяжении обучения.

Технология портфолио обеспечивает дифференцированный подход к принятию решений, который повлияет на отношение магистрантов к собственной работе и к обучению в целом. Это освобождает преподавателя от ограничений, связанных со стандартизацией исследований, он имеет возможность расширить работу с каждым магистрантом, и, кроме того, становится возможным развивать более тесные межличностные отношения.

Портфолио предлагает идеальный вариант для контроля прямого опыта магистрантов при оценке работ и измерении изучения значимых задач. Он может фиксировать как конечные результаты, так и продолжающееся развитие мышления.

Введение форм аутентичного оценивания, в частности портфолио, на наш взгляд, соответствует логике обучения, ориентированного на компетентностный подход и служит инструментом для оценивания и стимулирования обучаемых.

Вопросы для самопроверки

  1. Как определяют термин «портфолио» разные авторы?
  2. Какие типы портфолио можно использовать в вузе?
  3. Определите основные характеристики эффективного портфолио.
  4. Что следует учитывать при конструировании модели портфолио.
  5. Почему технология оценивания «Портфолио» пользуется популярностью в зарубежных ВУЗах?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: