Африка в XIX в

Статья африканского мыслителя Э.У. Блайдена "Африка для африканцев". 1872 г.

Африка - родина негров. Другим расам ни разу не удалось изгнать их оттуда. Финикийцы и карфагеняне, персы и римляне, вандалы и ара­бы - все они время от времени шли войной на Африку, высаживались на континенте, захватывали опорные пункты на побережье, но никому из них не удалось проникнуть в тропические районы и овладеть там землями негров. Уже в наши дни англосаксы и кельты создали колонии вдоль всего побережья, но и им не удалось сколько-нибудь заметно уг­лубиться во внутренние районы. В Северной Америке туземные расы под натиском европейцев оказались на грани гибели. В Австралии и Та­смании они были буквально растоптаны нашествием иностранцев. В Новой Зеландии они находятся в процессе уничтожения. И только в Африке губительное воздействие европейской колонизации не смогло прервать численный рост коренных племен. Белые люди, подгоняемые страстью к наживе, так и не смогли освоить огромных массивов земель, обезлюдевших в результате работорговли и лежавших перед ними без­защитными. Эти земли ждут возвращения своих законных и естествен­ных владельцев, оказавшихся ныне в изгнании.

Отрадно, что в Соединенных Штатах после Гражданской войны мно­гие известные негритянские деятели изменили отношение к Африке. Умолкли голоса, утверждавшие, что Колонизационное общество - ору­дие в руках прорабовладельческих сил. Ожесточенность споров спала; атмосфера стала спокойнее, и сегодня отчетливее видны очертания того грандиозного сооружения, которое возводится с помощью общества на африканских берегах. Все убедились, что Либерия - не мрачная тюрьма или склеп, в котором заживо погребены некогда богатые и счастливые люди, а страна, открывающая перед неграми широкое поле деятельности для духовного развития, ограждающая их от чудовищных наветов, от лживых доктрин, измышленных за долгие годы рабства для того, чтобы растоптать их естество и исказить их человеческие свойства.

Способный писатель (Вильям Виппер из Филадельфии) опублико­вал в последних номерах журнала "Крисчиан рипортер", ведущего ор­гана негритянского населения Соединенных Штатов, серию обшир­ных статей, отмеченных силой мысли, знанием предмета и искреннос­тью статей, в которых настойчиво воззвал к своим братьям не забы­вать о долге перед Африкой. Открытая и сердечная любовь к расе, пронизывающая эти статьи, не может не волновать, так же как яс­ность, прямота и готовность, с которой м-р Виппер взялся ответить на самый жгучий вопрос часа. Мы сказали "самый жгучий вопрос часа", ибо уверены, что среди американских негров неизбежно возрастет ин­терес к Африке. Все большее число негров признает правильность и убедительность такого замечания м-ра Эверетта: "Неверно объяснять эмиграцию негров в Африку только желанием избавиться от бедствий в Соединенных Штатах. Какой бы значительной сама по себе ни была эта цель, мне она кажется подчиненной по сравнению с воздействием прибывших негров на ситуацию в Африке, возрождение которой, в чем я убежден, предопределено провидением в качестве единственно­го пути к прогрессу потомков африканцев во всем мире." (курсив Э. Блайдена. - М.Ф.).

Лозунг "возрождения" Африки со временем станет важной вехой в жизни ее ныне угнетенных сынов. По мере того как они, овладевая зна­ниями и культурой, проявят стремление к новой жизни; по мере того как у них, благодаря знакомству с литературой и наукой, появятся иные духовные запросы, они станут более чувствительными к несправедли­вости и осознают тяжесть гнета, который ныне представляется им есте­ственным и нормальным. Жизненные дороги, сегодня устраивающие их, покажутся узкими и неудобными. Они обнаружат, что любое движе­ние приносит боль и раздражение. Препятствия на их жизненном пути будут множиться, и они неизбежно развернут борьбу за больший про­стор для себя, за свободу самовыражения, за прогресс в социальной, мо­ральной и духовной сферах. Избавившись от традиционных представле­ний, они обнаружат, что одно дело пользоваться гостеприимством в чу­жом доме, и совсем другое - иметь собственное жилище, пусть скромное, но построенное собственными руками для собственных нужд и от­вечающее собственным запросам.

Приобщение американских негров к цивилизации было до послед­него времени результатом внешнего воздействия. Они отказались от древних традиций своих предков благодаря грубому насилию. Они бы­ли лишь наблюдателями - сторонниками, равнодушными и безучастны­ми - социального и политического прогресса своих властителей. Отны­не все переменится: "Подлинный прогресс личности возможен лишь тогда, - подмечено кем-то, - когда в нем заинтересована сама личность. Его нельзя добиться силой". Негры, овладев достижениями цивилиза­ции, проникнутся любовью к расе. Навязанное им за века тяжелого тру­да представление о единстве с англосаксами будет отброшено, иначе они не смогут развиваться. Любовь к расе станет тем пламенем, кото­рое разожжет энергию негров и осветит всю их деятельность. Их вооду­шевит великая цель и великая идея развития расы.

Пока негры находились под господством чуждого и сильного народа, они не могли воспитать в себе многие истинно человеческие ка­чества. Сама обстановка мешала этому. Негры уподобились энтозо­онам, которые, как пишут биологи, живя в чужом организме и питаясь чужими соками, лишились рта, ибо у них отпала нужда в нем. Выража­ясь фигурально, в политическом и социальном аспектах американские негры также были лишены органа для приема пищи, или, если прибег­нуть к другому сравнению, и люди, подобно растениям и животным, приспосабливаются к окружающей среде. Дуб в открытом поле разда­ется вширь, покрывается развесистой кроной, в лесу он тянется вверх, к солнцу. Теснимый более мощными соседями, он увядает, на просторе же, где много света и тепла, он быстро набирает силу. Так и с неграми, когда образование и культура пробудят в них стремление к лучшей жиз­ни, они убедятся в неодолимости этих желаний. Свобода станет для них непременным условием социального прогресса и полного раскрытия всех душевных богатств. Они уже не будут больше видеть в англосаксах венец человеческого развития, а в Соединенных Штатах - вершину че­ловеческого ума. Ранее они на веру принимали слова Беркли о том, что "империи крепче на Западе", и не оставляли Востоку никаких перспек­тив. (...) Но когда они достигнут более высоких ступеней развития, они убедятся, что Африке уготована особая судьба и что негры, в свою оче­редь, могут преподать человечеству уроки мудрости.

Бог шлет своих учителей каждому веку,

Каждой стране и каждой расе

С откровениями, доступными их уровню

Развития и образу мышления, но не

Отдает все виды знания в эгоистичную

Власть одной-единственной расы.

{Лоуэлл)

Опираясь на печальный опыт прошлого, отчасти личный и отчас­ти извлеченный из неписаной, но долгой истории расы, - руководству­ясь инстинктивным желанием к самосохранению, творцы конституции Либерии включили в нее статью, отказывающую белым в гражданст­ве республики. Видимо, сам господь бог внушил нам эту меру, чтобы оградить Либерию от чуждого влияния. В данном случае закон людей опирался на божье предначертание и полностью отвечал законам при­роды. Климат, тяжелый и слишком часто губительный для европей­цев, станет вечной преградой перед теми из них, кто пожелал бы посе­лится в Африке.

Негры, возвратившиеся из изгнания в Африку, получат множество неоценимых преимуществ от воссоединения с коренным населением. Это будет воссоединение такого же типа, какое произошло, когда нор­манны вторглись в Англию - воссоединение родственных рас, или, точнее, разных ветвей единой расы.

Американские негры убедятся, насколько полезными и вдохнов­ляющими для них будут контакты с мандинго и волоф, фула и ваи, кру и гребо. Их кровь смешается с кровью этих племен, и это смеше­ние будет благословенным для всех. "Когда норманны завоевали Ан­глию, отношения между ними и саксами могли привести либо к сме­шению, либо к искоренению одного из них. Будущее Англии зависе­ло от того, порвут норманны с континентом, пересадят они норманн­скую культуру на саксонскую почву или нет. Когда норманнская знать признала Англию своей родиной, стала вступать в браки с сак­сонскими девушками, завоеванная раса ассимилировала завоевате­лей, и английский народ, язык и культура произросли на здоровой норманнской почве". То же произойдет с неграми, когда они вернут­ся из-за границы. От смешения с африканскими племенами они только выиграют. Мудрость такой политики признают ведущие де­ятели Либерии. Президент Уорнер в ежегодном послании, представ­ленном Законодательному собранию в декабре 1867 г., заявил: "Вы­ходцы из племен со временем станут важным компонентом физичес­кой мощи республики, по моральным и интеллектуальным качествам они сравняются с теми, кто прибывает к нам из-за границы. Включе­ние этих людей в нашу среду превратит нас в общество без антагони­стических элементов. Они принадлежат к той же расе, что и мы, а иногда ведут свое происхождение от того же племени. Благодаря та­кому близкому родству они легко ассимилируются. Это весьма напо­минает прививку черенка дикого растения к растению культурному, вели у них был общий предок".

Тем, кто бросил нам обвинение в непомерном восхищении нашей расой, мы ответим, что мы ошиблись - если мы действительно ошиблись - заодно с великими патриотами всех времен: Авраамом и Моисеем, Давидом, Даниилом и Павлом; Соломоном и Ликургом, Демосфе­ном и Цезарем; Питом, Маколеем и Палмерстоном; Вашингтоном, Вебстером и Клеем. В строках Беранже содержится нечто большее, чем простая рифма, когда он восклицает:

Пусть русский будет русским,

Англичанин - англичанином;

Пруссия для пруссаков,

Франция для французов.

Итак, мы провозглашаем: "Африка для африканцев!". Мы нередко слышим, что наша страна останется бедной, если исключить из ее жиз­ни европейцев с их огромными капиталами. Возможно и так. Но у нас нет сомнений в ином: хотя мы получили бы определенные коммерчес­кие и научные преимущества, в целом раса больше потеряет, чем выиг­рает, если снимет ограничения для европейцев. Это было бы победой грубого и материального начала над чистым и идеальным, триумфом чистогана над национальными обычаями и склонностями.

Тем, кто с кажущимся правдоподобием утверждает, что в мировой истории наступил этап, когда все политические барьеры, построенные на расовых различиях, должны быть ликвидированы и что либерийцы в свете либеральных перемен, происходящих в Соединенных Штатах, должны отказаться от расовых предубеждений и проводить более от­крытую и терпимую политику, - всем им следовало бы напомнить, что Либерия переживает период становления и что в основе ее законов, ис­ключающих европейцев из управления страной, лежат более солидные причины, чем чувства зависти и недоверия. Нельзя упускать из виду, что характерные черты наций складываются на самом раннем этапе их фор­мирования. Они определяются главным образом качествами семени, вы­саженного в почву. Особенности американского народа непосредствен­но вытекают из свойств первых поселенцев; они прослеживаются и в по­литике Соединенных Штатов... "Нации складываются, - пишет д-р Дж.П. Томпсон, - не благодаря притоку людей извне, а благодаря умению ассимилировать эти пришлые силы. Нации должны обладать расовой основой, достаточно сильной и активной, чтобы растворить в себе все чужеродные элементы". И далее: "Меня поражают экономис­ты, которые во имя одного лишь увеличения продукции выступают за иммиграцию, превышающую наши возможности ассимиляции. Из-за лазеек в наших законах о натурализации самые отсталые иммигранты нередко становятся важным фактором в нашем обществе. В результате рост нашей экономической мощи может нанести ущерб нашей полити­ческой жизни; ибо люди, которых мы не в состоянии ассимилировать в основной расовой группе, какой бы ни была причина этого, со временем становятся фактором дезинтеграции в самом сердце государства... На примере Австрии видно, насколько сильны центробежные устремления различных этнических групп, когда в общественной жизни страны представлены неассимилированные расы и общины. Турция больна, и ей уг­рожает смерть. Мы также перестанем быть нацией, если германское и ирландское влияние смогут соперничать с американским влиянием. Нельзя мириться с любым фактором политической власти в нашей стране, который не был бы полностью американизирован".

Д-р Томпсон, знающий огромную ассимилирующую мощь великой американской нации, может себе позволить произнести последнюю фразу в только что цитированном отрывке в сравнительно спокойном тоне. Этим он обязан первым поселенцам, которых было достаточно много, чтобы определить характер институтов страны и создать обще­ственное мнение, прежде чем начали сказываться "лазейки в законах о натурализации". Но вообразите себе картину: в первые годы после ос­нования Соединенных Штатов в страну хлынул такой же многотысяч­ный поток иммигрантов, как в последние 30 или 40 лет. Что было бы с Соединенными Штатами сегодня? Чем они отличались бы от Австрии или "этого больного человека Турции"? Следовательно, состав людей, прибывающих в новое государство, имеет для его будущего первосте­пенное и жизненно важное значение.

Идея создания внушающего уважение негритянского государства в Африке - это для либерийцев фундаментальная идея их национальнос­ти. Она более важна для них, чем золото Калифорнии или алмазы Гол-конды - более важна, чем плодородие почвы или мягкость климата. 1 lac волнует нечто моральное. Мы хотим реализовать здесь идею, вну­шенную нам богом: внести свою лепту в сооружение величественного храма человеческой истории.

"На пути к прогрессу человечества предстоит решить огромной сложности задачу - образовать цивилизованное государство в тропи­ках. Пока она не решена, бессмысленны рассуждения о прогрессе че­ловечества и цивилизации человеческой расы. Такое государство воз­никнет только благодаря усилиям негроидной расы. Но если его не удастся создать, не наступит расцвет человечества, предсказанный богом".

Появление европейцев в Либерии именно сейчас затормозит и ус-ножнит этот великий труд, смешение с ними приведет наши институты и упадок, исказит наши инстинкты, затруднит проявление нашей инди­видуальности в качестве особой группы в семье наций в соответствии с шппими традициями, нашими инстинктами, нашим географическим по­нижением - чтобы выполнить особую задачу в великом деле формиро­вания мировой цивилизации.

Френкель М.Ю. Общественная мысль

британской Западной Африки во

второй половине XIX в. М., 1977.

С. 264-269.

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: