Понятие бюджетной системы и модели построения бюджетных систем. Бюджетное устройство страны. Звенья бюджетной системы России. Понятие бюджетного права. Полномочия органов власти по распределению денежных средств и регулированию бюджетных отно-шений. Методы бюджетного планирования.
Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
- единства бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
|
|
- сбалансированности бюджета;
- результативности и эффективности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- прозрачности (открытости);
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств;
- подведомственности расходов бюджетов;
- единства кассы.
С точки зрения экономического содержания категории, бюджет – это денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан.
По материально-вещественному воплощению бюджет – это фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление.
По плановой форме бюджет – это финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов. В Бюджетном кодексе РФ в трактовке понятия «бюджет» превалирует правовой аспект. Это объективно вызвано необходимостью однозначного толкования понятия с тем, чтобы объект научных дискуссий (например, содержание бюджетных отношений) не стал объектом правового разбирательства.
Бюджетные отношения многогранны, поскольку опосредуют распределение денежных средств между секторами экономики, отраслями народного хозяйства, территориями страны и имеют различные организационно- правовые формы проявления: федеральный бюджет, областной, краевой, городской, сельский и другие. Бюджет играет важную экономическую, политическую и социальную роль в обеспечении воспроизводственных процессов в обществе и государстве. С помощью механизма изъятия части доходов из одних отраслей и секторов экономики через бюджет, средства перераспределяются как в другие отрасли и сектора экономики, так и между территориями страны.
|
|
Бюджет относится к области финансовых отношений и несет две функциональные нагрузки, а именно, выполняет распределительную и контрольную функции.
Распределительная функция охватывает обширную область денежных отношений, так как в бюджетные отношения вступают прямо или опосредовано все участники общественного производства. Действие распределительной функции представляет собой двоякий процесс образования бюджетного фонда и его использования. Основным объектом бюджетного распределения выступает национальный доход. При каких-либо чрезвычайных обстоятельствах в бюджетное перераспределение вовлекаются элементы национального богатства (золотовалютные запасы, накопленные страховые резервы).
Масштабы распределения и перераспределения ресурсов зависят как от границ валового внутреннего продукта и национального дохода страны, так и от роли и возможностей государства как совокупного хозяйствующего субъекта учитывать экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса, соблюдать макроэкономические пропорции в экономике страны, выполнять социальную функцию в обществе.
Действие контрольной функции связано с обеспечением возможности эффективного воздействия государства путем использования бюджета на социально- экономические процессы в стране.
С помощью контрольной функции выявляется финансовое положение экономических субъектов, отраслей экономики, территориальных образований, притом, что не все финансовые ресурсы проходят через бюджетный механизм.
Структура бюджетной системы Российской Федерации
Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.
Существенные различия в государственном устройстве стран и в бюджетном законодательстве обусловливают различные виды бюджетных систем. В зависимости от формы государственного устройства различают бюджетные системы унитарных и федеративных государств.
В унитарных государствах бюджетные системы включают два уровня – центральный бюджет и местные бюджеты; в федеративных – три уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Уровни бюджетной системы зависят от существования в стране разных уровней государственного и муниципального управления. Вид бюджета связан с конкретным органом власти и является основной финансовой базой его деятельности.
Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой территория государства не имеет в своем составе федеративных единиц (республик, штатов и т.п.), а подразделяется на административно-территориальные единицы (области, районы и т.д.).
Федерация – форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства члены федерации (земли, республики) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы; наряду с ними существуют федеральные органы государственной власти государственном устройстве Российской Федераци
Бюджетная система РФ подразделяется на три уровня.
Первый уровень включает федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты.
|
|
В настоящее время в РФ насчитывается 85 субъектов, которые имеют различный государственно-правовой статус.
По количеству бюджетов самым многочисленным является третий уровень бюджетной системы. Общее число местных бюджетов составляет около 30 тысяч, соответственно числу муниципальных образований.
В зависимости от вида муниципальных образований различают районные, городские, сельские и поселковые бюджеты.