У каждого человека свои представления о том, как нужно вести себя в группе, и зачастую эти представления могут выходить за рамки общепринятых норм поведения, создавая неплодотворную среду на занятиях. Рекомендуем при проведении занятий в комплексе провести упражнение на выработку общих правил поведения и работы в группе.
Определение правил носит двоякую задачу.
Во-первых, выработка правил дисциплинирует участников.
Во-вторых, ситуация наличия принятых группой правил - обязанностей моделирует в масштабе группы наглядную взаимосвязь между правами, обязанностями и ответственностью.
Стоит учесть, что правила должны вырабатываться в группе и приниматься как минимум большинством ее участников (в идеале единодушным голосованием за принятие каждого правила). При выработке правил тренер не должен навязывать свои правила, он лишь участвует в качестве фасилитатора.
При выработке правил стоит сделать акцент, что их исполнение является обязанностью для каждого участника, и за неисполнение наступает ответственность. В данном случае группа также вырабатывает общее творческое «наказание» для нарушителей правил.
Выработанные правила и ответственность должны быть записаны на ватмане и размещены на видном месте.
Оптимально для группы выработка 5-10 правил.
Примеры правил:
1. Равенство. Уважительное общение в группе на «ты». Отсутствие должностных регалий.
2. Активность. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и группу в целом.
3. Отказ от ярлыков.
4. Конфиденциальность. Недопустимо выносить на обсуждение личную информацию об участниках группы за пределами занятия.
5. Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что действительно чувствуем и думаем по поводу происходящего. Если нет желания говорить искренне, то лучше молчать.
6. Уважение к говорящему. Когда кто-то говорит, мы его внимательно слушаем, давая возможность высказаться.
7. Правило поднятой руки. Чтобы не было хаоса среди говорящих, говорит только тот, кто поднимает руку – это означает, что он желает высказаться.
Значимость выработки правил тренер может определить посредством озвучивания и обсуждения притчи «Договоренности».