Процессы памяти. Кроме видов памяти, выделяют еще ее процессы

Кроме видов памяти, выделяют еще ее процессы. К процессам памяти относят: запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализация, возобновление, а также сохранение и забывание материала. В процессах ярко проявляется связь памяти с деятельностью.

Вся память представляет собой многосложный, но единый и непрерывный процесс. Протекание процессов памяти детерминируется деятельностью личности, ее направленностью на достижение предстоящих целей.

Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового знания путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание – необходимое условие обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения. Прежде всего, запоминается то, с чем человек действует. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все то, что оказывает воздействие на наши органы чувств. Существенным условием запоминания является понимание. Запоминание может быть непроизвольным и произвольным.

Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Внутри процесса воспроизведения выделяют узнавание, припоминание, воспоминание. Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного его восприятия. Произвольное воспроизведение, при котором человек преодолевает определенные трудности, называется припоминанием. Воспоминания – локализованные во времени и пространстве воспроизведения образов нашего прошлого. Представление как продукт воспроизведения – это воспроизведенный образ, всплывающий из прошлого; воспоминание – образ, отнесенный к прошлому.

Сохранение – сложный динамический процесс, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включает многообразные процессы переработки материала. Это процесс удержания полученного жизненного опыта, в том числе и личности, от распада. Предметом сохранения выступают не только знания, умения и навыки, но и любые личностные образования. Оно может быть кратковременным (оперативным) и долговременным (растянутым на всю жизнь).

Забывание – оборотная сторона сохранения, проявляющегося в воспроизведении. Процесс забывания может быть более или менее глубоким. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже определенный материал включается в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. Вследствие перенапряжения соответствующих нервных клеток может возникать запредельное торможение, которое вызывает временное забывание. С временным забыванием, которое может вызываться отрицательной индукцией и запредельным торможением, связано явление реминисценции. Реминисценция – это улучшенное отсроченное воспроизведение, которое возникает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации; 2) повторение информации.

Забывание зависит от времени. Оно особенно интенсивно протекает сразу после заучивания, а затем через некоторое время оно замедляется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: