Схема оценивания

О Название действия Используются

Ц

Е Тестирование

Н Измерение Шкала измерения

И результат теста

В Промежуточное Шкала оценок

А оценивание очки (или промежуточная оценка)

Н Итоговое Нормы

И оценивание Итоговая оценка

Е

Одни и те же результаты измерения или тестирования могут расцениваться по-разному. На итоговую оценку квалификации спортсмена оказывают влияние возраст, состояние здоровья, экономические и другие особенности условий проведения контроля.

Таким образом, с получением результатов измерения или тестирования контрольное испытание спортсмена не заканчивается. Необходимо дать оценку полученным результатам.

Этой цели служат шкалы педагогических оценок, позволяющие выразить результаты измерения или тестирования в очках (баллах). Шкалой оценивания называется закон преобразования результатов испытания в педагогическую оценку.

Шкалы оценок могут выражаться в виде таблиц, формул, графиков. Цель любой таблицы - преобразование показанного спортивного результата (выраженного в объективных мерах: килограммах, секундах, в занятом месте или числе и значимости побед) в условные очки. В спорте и физическом воспитании в основном встречается 4 типа шкал:

1. Пропорциональные.

2. Прогрессирующие.

3. Регрессирующие.

4. Сигмовидные.

Первый тип - пропорциональные шкалы. Этот тип предполагает начисление одинакового числа очков за равный прирост результатов. Пропорциональные шкалы приняты в современном пятиборье, конькобежном спорте, гонках на лыжах, лыжном двоеборье, биатлоне и других видах спорта.

Второй тип - прогрессирующие шкалы. Здесь чем выше спортивный результат, тем большей прибавкой очков оценивается его улучшение. Прогрессирующие шкалы применяются в плавании, отдельных видах легкой атлетики, тяжелой атлетике.

Третий тип - регрессирующие шкалы. В этом случае за один и тот же прирост результатов начисляют по мере возрастания спортивных достижений все меньшее число очков. Такие шкалы обычно кажутся несправедливыми, но применение их во многих случаях целесообразно. Шкалы такого типа приняты сейчас в легкой атлетике: в некоторых видах прыжковых дисциплин.

Четвертый тип - сигмовидный (или S - образные шкалы). В этих шкалах улучшение результатов в зонах очень низких и очень высоких достижений поощряется скупо; больше всего очков приносит прирост достижений в средней зоне. Для оценки спортивных результатов такие шкалы не используются, но они популярны при оценке физической подготовленности.

Рис.1 Типы шкал оценок

I-Пропорциональный тип шкал;

II-Прогрессирующий тип шкал;

III-Регрессирующий тип шкал;

IV-Сигмовидный тип шкал

Основные задачи оценивания:

1) Сопоставить разные достижения в одном и том же задании, тесте. Например, сопоставить спортивные результаты, равные норме мастера спорта и 1 разряда: сколько перворазрядных результатов соответствуют одному мастерскому.

2) Сопоставить достижения в разных заданиях.

3) Определить нормы, т.е. граничные результаты, которые позволяют формировать совокупность (группы) и относить туда субъекта. Решение этих задач полностью определяет систему оценки.

Педагогическая оценка должна быть:

1. Объективной и справедливой, то есть:

а) чем выше трудность задания, тем выше должна быть оценка;

б) оценивать достижения равной трудности одинаковым количеством очков.

2. Приводить к практически полезным результатам, т.е. форма оценивания выбирается в зависимости от поставленной цели.

Перечисленные выше критерии не всегда совместимы.

Например, прогрессирующая шкала, в принципе, представляется справедливой; даже немного повысить мировой рекорд несравненно труднее, чем добиться этого же прироста результатов на уровне 3 разряда. Эту неравную трудность шкала учитывает: чем выше спортивный результат, тем больше очков начисляется за равный прирост достижений. Практически это приводит к тому, что спортсменам - многоборцам становится выгодно усиленно тренироваться, прежде всего, в своих любимых видах, тех, где они могут получить наибольшее число очков. В условиях командной борьбы прогрессирующая шкала поднимает ценность высоких спортивных результатов, но тормозит массовость: один мастер спорта дает намного больше очков команде, чем несколько разрядников.

Регрессирующие шкалы едва ли можно считать справедливыми, но они полезны. В многоборьях они стимулируют внимание к отстающим видам, в командных соревнованиях – к массовости.

Вопрос о том, какая система оценки лучше, бессмыслен, если не поставлена цель, ради которой эта система вводится. Например, если стоит цель (соревнования по ОФП) устранить слабые звенья в подготовке, то регрессирующая шкала наиболее приемлема, несмотря на ее несправедливость.

Разумеется, во всех случаях, где это осуществимо, целесообразно сочетать критерии обеих групп (справедливость и полезный эффект).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: