Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Факторы макросоциальной среды




Среда как фактор, способный вызвать чрезвычайные и экстремальные ситуации, опасные для человека, подразделяется на физическую и социальную.

Физическая среда – это совокупность условий, в которых живет и трудится человек (география местности, климат, условия труда и отдыха, режим дня и т. п.). Кроме того, она и сама может представлять опасность для жизни человека. Примером служит проживание в районах с повышенной сейсмической активностью, вблизи действующих вулканов, на территории, подверженной частым наводнениям, ураганам и т. д. Люди, живущие на территориях с высоким риском различного рода катаклизмов, в большей степени готовы действовать в экстремальной ситуации. Иногда опасная ситуация бывает спровоцирована психологическими состояниями, вызванными теснотой и духотой, например паника. В этих условиях снижается внимание, повышается эмоциональный фон поведения личности. Фактор физической среды действует опосредованно, и различные люди ведут себя при одних и тех же условиях по-разному.

Социальная среда – это окружение человека, те люди, с которыми он общается, взаимодействует. В контексте проблемы безопасности личности в чрезвычайных ситуациях социального характера определяющее значение имеет фактор социальной среды. Она подразделяется на макро– и микросреду.

Факторы макросоциальной среды.Характер макросоциальной среды определяется демографическими, экономическими, социокультурными, религиозными и национальными факторами.

Демографический фактор проявляется в перенаселенности конкретной территории, изучаемой с точки зрения безопасности. В обществе повышается уровень опасности из-за роста числа случаев асоциального и криминального поведения. Перенаселение влияет и на психическое состояние людей, проживающих в мегаполисе.

Экономический фактор характеризуется уровнем развития экономики. Если она развита слабо, возрастает количество преступлений на экономическое почве.

Социокультурный фактор определяется в соответствии с тем, насколько широко на данной территории представлены различные субкультуры, в том числе и молодежные (панки, скинхеды и пр.).

Религиозный фактор складывается из преобладающей религии, наличия на данной территории представителей других конфессий и сект, а также культуры религиозных взаимоотношений различных слоев населения.

Национальный фактор характеризуется преобладающей национальностью, национальными меньшинствами, проживающими на данной территории, наличием диаспор и культурой взаимоотношений между различными национальностями (межнациональные взаимоотношения).

Массовые психологические явления.На макросреду влияют и психологические состояния, присущие большим группам людей. Одной из наиболее значимых в контексте безопасности является толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.




Социологи и психологи различают четыре основные вида толпы:

1) окказиональная толпа, ее порождает любопытство к неожиданно возникшему происшествию (дорожной аварии и др.);

2) конвенциональная толпа, участники которой объединены интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению (например, некоторым видам спортивных состязаний и т. д.);

3) экспрессивная толпа, характеризующаяся общим отношением к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. д.). Ее крайняя форма – экстатическая толпа, достигающая состояния общего экстаза (как во время некоторых массовых религиозных ритуалов, карнавалов, концертов рок-музыки и т. д.). Находясь в экстазе, люди истязают себя, рвут на себе одежду, танцуют «до упаду»;

4) действующая толпа – политически наиболее значимый и опасный вид стихийного поведения, она подразделяется на следующие подвиды:

агрессивная, объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и т. д.);

паническая, стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности;

стяжательная, вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и т. д.);

повстанческая, в которой людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей.



Отсутствие ясных целей, отсутствие или изменчивость структуры порождают важнейшее свойство толпы – ее легкую превращаемость из одного вида (подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно, однако знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях (что характерно для реакционных политических режимов, зачастую намеренно провоцирующих погромы, самосуд и т. п.) либо сознательно предотвращать и прекращать ее особо опасные действия.

Основными механизмами формирования толпыи развития ее специфических качеств считаются циркулярная реакция (нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи.

Заражение – это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему. При наличии обратной связи оно способно нарастать, приобретая вид циркулярной реакции. Такая реакция сопутствует, например, эффективным массовым акциям, публичному восприятию ораторских выступлений, произведений искусства и служит дополнительным сплачивающим фактором, пока не превысит некоторой оптимальной для каждого конкретного случая интенсивности.

Но, превысив оптимальную меру, этот фактор приобретает противоположный эффект. Группа вырождается в толпу, которая становится все менее управляемой, легче подверженной иррациональным манипуляциям. Циркулировать может веселье, скука (если кто-то начинает зевать, такое же желание испытывают остальные), а также более зловещие эмоции: страх, ярость, гнев и т. п. Циркулярная реакция, эмоциональное кружение стирают индивидуальные различия, снижают роль личного опыта, здравого смысла. В результате актуализируются низшие, примитивные пласты психики. У человека, охваченного эмоциональным кружением, повышается восприимчивость к импульсам, источник которых находится внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, одновременно снижается восприимчивость к импульсам извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального довода. Поэтому в такой момент попытка воздействовать на массу логическими аргументами может оказаться несвоевременной и просто опасной.

Слухи – это форма искаженной (трансформированной) информации о значимом объекте, циркулирующей в больших группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности. Слухи относятся к числу наиболее распространенных массовых явлений в больших группах (город, регион, общество в целом), хотя они имеют и более широкое распространение, обязательно возникая в толпах и других социальных группах.

Выделяют следующие закономерности возникновения слухов:

1) значимость для большинства индивидов события или социального объекта, о котором распространяются слухи (информация о незначимом или значимом только для узкого круга людей обычно широко не распространяется);

2) нехватка, неопределенность, противоречивость поступающей информации либо полное ее отсутствие;

3) политическая и экономическая нестабильность в обществе. Нестабильность, особенно в резко меняющихся условиях, порождает массовую тревогу, ощущение общего дискомфорта, неуверенность в своем будущем или будущем своих детей и т. п.;

4) заинтересованность людей во всем необычном, желание стать свидетелем происшествия, сенсации, чуда. Узнав информацию о необычном явлении, человек, как правило, стремится передать ее другим людям, тем самым создаются благоприятные условия для зарождения слухов.

Общая стратегия профилактики слуховсостоит в том, чтобы противодействовать условиям, способствующим их возникновению и распространению. С этой целью необходимо: информировать население о наиболее важных событиях, причем информация должна быть доступной и непротиворечивой; в экстремальных условиях следует организовать регулярное информирование; целенаправленно снижать значимость тех социальных объектов, событий или явлений, вокруг которых возможно возникновение слухов; обеспечивать политическую, экономическую, межнациональную стабильность и устойчивость развития общества в целом, отдельных регионов и т. д.

Все это будет способствовать снижению уровня тревожности в обществе и уменьшению риска распространения слухов.

В ситуациях, когда слухи уже возникли, необходимо действовать следующим образом:

уяснить их действительные причины (и только после этого проводить разъяснительную работу), довести эту информацию до людей, с тем чтобы им легче было понять складывающуюся социальную ситуацию, тогда они будут менее эмоционально к ней относиться;

выявлять распространителей слухов и нейтрализовывать их влияние на группу, так как с возрастанием степени экстремальности условий число их активных распространителей увеличивается и они могут представлять серьезную угрозу. Практическая задача управления слухами становится наиболее актуальной в условиях, опасных для нормального проживания людей, к ним относится предвоенная и военная обстановка, различные стихийные бедствия, техногенные катастрофы, крупные аварии, места большого скопления людей и т. п. В таких условиях важны определенность воспринимаемой обстановки и конкретность действий людей.

Следует отметить и положительную роль слухов.Они помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции:

1) удовлетворяют и стимулируют потребность человека в познании окружающего мира;

2) делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;

3) помогают человеку сориентироваться в ситуации, регулируют его поведение;

4) порой предвосхищают социальные события, что позволяет человеку внести коррективы либо в свои представления о социальных явлениях, свое отношение к ним, либо в реальное поведение.

Одним из наиболее опасных психологических состояний толпы, требующих специальных организационных мероприятий для предотвращения их развития, является паника. Чувства, близкие к паническим, мы часто испытываем во время ссоры, когда куда-либо опаздываем, застреваем в лифте и пр.

Большинство определений паники связано с проявлением массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состоянием периодического испуга, ужаса, нарастающих в процессе взаимного заражения ими. Считается, что паника – одна из форм поведения толпы. Однако ей могут быть подвержены и отдельные индивиды.

Общепринято считать основными причинами паники страх или ужас. Они особенно велики у людей не готовых к неожиданностям, внезапным опасностям, а также неспособных критически оценивать ситуацию. Военные специалисты среди причин паники у солдат и офицеров называют моральное состояние, низкий уровень дисциплины, отсутствие у командиров авторитета.

Возникновению паники способствуют два обстоятельства. Во-первых, внезапность появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности (например, при пожаре, взрыве, аварии и т. п.). Во-вторых, накопление «психологического горючего» и срабатывание «реле», определенного психического катализатора. Длительные переживания, тревога, неопределенность ситуации, ожидание опасности, невзгод создают благоприятный фон для возникновения паники, а катализатором в этом случае в принципе может быть все, что угодно. Замкнуть цепь опасений может не только сильный испуг, страх, но и абсолютно безопасные, по сути, проявления: звуки, слова, чье-то поведение, какие-то сигналы, не имеющие никакого отношения к ожидаемым опасностям.

Механизм развития паники можно представить как осознаваемую, частично осознаваемую или неосознаваемую цепь:

• включение «пускового сигнала» (вспышка, громкие звуки, обвал здания, землетрясение и т. д.);

• воссоздание образа опасности (он может быть самым различным);

• активизация защитной системы организма на различных уровнях осознания и инстинктивного реагирования и следующее за этим паническое поведение (или какая-то его менее паническая модификация, в том числе пассивное реагирование, заторможенность).

Панику можно классифицировать по масштабам, глубине охвата, длительности и деструктивным последствиям.

По масштабам ее подразделяют на индивидуальную, групповую и массовую. Групповая паника охватывает от двух-трех до нескольких десятков и сотен человек, а массовая – тысячи или гораздо больше людей. К тому же массовой следует считать панику, когда в ограниченном, замкнутом пространстве (на корабле, в здании и пр.) ею охвачено большинство людей независимо от их общего числа.

Под глубиной охвата понимается степень панического заражения сознания. В этом смысле различают легкую, среднюю панику и панику на уровне полной невменяемости.

Легкую паникуможно, в частности, испытывать, когда задерживается транспорт, при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале (звуке, вспышке и пр.). При этом человек сохраняет почти полное самообладание, критичность. Внешне такая паника проявляется в легкой удивленности, озабоченности, напряжении мышц и т. п.

Средняя паникахарактеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Типичный пример средней паники – скупка товаров в магазинах при циркуляции справедливых или фиктивных слухов о повышении цен, исчезновении товаров из продажи и т. д. Паника средней глубины часто возникает при проведении военных операций, при небольших транспортных авариях, пожаре (если он близко, но непосредственно не угрожает) и различных стихийных бедствиях.

Полная паника – паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся полной невменяемостью, – наступает при чувстве большой, смертельной опасности (явной или мнимой). В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль своего поведения. Он может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотичные действия, поступки, абсолютно исключающие их критическую оценку, рациональность и этичность. Это классические примеры паники на кораблях «Титаник», «Адмирал Нахимов» (в последнем случае скорость событий не дала развернуться панике «на полную мощь»), а также во время войн, землетрясений, ураганов, пожаров в торговых центрах и т. д.

По длительности паника может быть кратковременной (секунды и несколько минут), достаточно длительной (десятки минут, часы), пролонгированной (несколько дней, недель). Кратковременная паника – это, например, паника в автобусе, потерявшем управление, и т. п. Достаточно длительной бывает паника при землетрясениях, кратковременных и не очень сильных. Пролонгированная паника – это паника во время продолжительных боевых операций (например, блокада Ленинграда), после техногенных катастроф (взрыв на Чернобыльской АЭС). Она носит в основным скрытый характер, проявляясь лишь отдельными вспышками отчаяния, озлобленности, опустошенности, депрессии и т. д.

По характеру деструктивных последствий панику можно классифицировать следующим образом:

• не имеющая каких-либо материальных последствий и регистрируемых психических деформаций;

• с разрушениями, физическими и выраженными психическими травмами, утратой трудоспособности на непродолжительное время;

• с человеческими жертвами, значительными материальными разрушениями, нервными заболеваниями, срывами, инвалидностью и длительной утратой трудоспособности.

Особого внимания заслуживает вопрос о психологической готовности к чрезвычайным ситуациям. Современный человек более или менее подготовлен к таким событиям, как транспортная авария, пожар, нападение бандитов, стихийное бедствие, эпидемия и пр., причем некоторые люди в силу своей профессии находятся в состоянии повышенной готовности к подобным событиям (пожарные, милиционеры, спасатели, врачи и др.). Военные, естественно, готовы к неожиданностям боя, сражений (особенно те, кто участвовали не только в учебных, но и в реальных операциях, например, «афганцы»).

Состояние психологической неготовности к адекватному восприятию случившегося можно объяснить следующими причинами:

1) уникальностью экстремальной ситуации, которая создает чрезвычайное напряжение при оценке данного события;

2) слабой подготовкой подавляющего большинства людей к рациональным действиям в случае опасности;

3) недостатком конкретной информации и одновременно своего рода информационной анархией, определяющей часто стихийное и неразумное поведение многих людей, низким порогом критичности к поступающим сведениям (слухам);

4) эмоциональной неустойчивостью, обусловленной, в частности, директивными формами управления, заторможенностью собственной инициативы, что проявляется в условиях нарушения каналов управления (предоставленность самим себе в сложных условиях переживается особенно остро).

Таким образом, складывается достаточно благоприятная почва для возникновения индивидуальных и массовых эмоциональных реакций панического характера, основывающихся на постоянной тревоге и сильном чувстве страха.





Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 1900; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10285 - | 7837 - или читать все...

Читайте также:

  1. D. степени подвижности внешней среды
  2. I. Рассчитайте матрицу парных коэффициентов корреляции и отберите информативные факторы в модели. Укажите коллинеарные факторы
  3. I. Факторы, влияющие на климат
  4. PEST-анализ макросреды предприятия. Матрица профиля среды, взвешенная оценка, определение весовых коэффициентов
  5. SWOT анализ: оценка сильных и слабых сторон фирмы конкурентов, анализ угроз и возможностей со стороны внешней среды
  6. А) Когда температура поверхности тела выравнивается с таковой окружающей среды, ведущее значение приобретает потоотделение и испарение пота и влаги с поверхности тела
  7. Абиотические факторы среды
  8. Адаптации организмов к ведущим факторам среды
  9. Анализ внешней среды предприятия
  10. Анализ конкурентной среды
  11. Анализ конкурентной среды в отрасли: теоретические подходы
  12. Анализ макросреды фирмы (модель STEP-анализа). Основные характеристики макросреды в России


 

18.204.48.40 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.