Анализе

4.3.1.Основные направления проведения сравнения

В экономическом анализе сравнение используют для решения всех его задач как основной и вспомогательный метод. Перечислим наиболее типичные ситуации, в которых может использоваться сравнение и цели, которые при этом достигаются.

1.Сопоставление плановых и фактических показателей для оценки выполнения планового задания.

2.Сопоставление фактических показателей с показателями за предыдущие периоды - для изучения тенденций развития экономических процессов.

3.Фактические показатели сравниваются с нормативными при анализе использования ресурсов, что способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.

4.Показатели анализируемого предприятия сравниваются с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий при поиске резервов.

5.Сопоставление показателей анализируемого предприятия с показателями по отрасли, району и т. д. – необходимо для оценки достигнутых результатов и выявления неиспользованных резервов.

6.Сопоставление параллельных и динамических рядов осуществляется для изучения взаимосвязей исследуемых показателей.

7.Сопоставление различных вариантов управленческих решений осуществляется с целью выбора оптимального из них.

На протяжении последних 10-15 лет во многих странах успешно используется метод конкурентного анализа и сравнения – бенчмаркинг. Бенчмаркинг – это метод планирования и анализа не от достигнутого, а в соответствии с достижениями конкурентов. Ориентиром и базой в разработке стратегических планов предприятия являются не собственный достигнутый уровень, а лучшая практика конкурентов.

Бенчмаркинг используется как для долгосрочного планирования в процессе формирования стратегии предприятия, так и для решения текущих задач - снижения затрат, увеличения эффективности процесса реализации продукции, рационализации организационной структуры и т.д.

В процессе проведения бенчмаркинга предприятие ставит цель – достижение уровня эффективности конкурентов.

Основные элементы методики бенчмаркинга.

1. На первом этапе выделяются ключевые области деятельности предприятия. К ним относятся такие области деятельности, преобразования в которых могут существенно повысить эффективность организации в целом. Ключевыми могут быть области, являющиеся основным источником затрат или вид деятельности, от которого зависит успех предприятия в конкурентной борьбе и т.д.

2. Выбор основных показателей (индикаторов) эффективности деятельности, по которым будут сравниваться предприятия. В качестве таких показателей могут быть выбраны следующие – себестоимость изделия, переменные издержки, затраты на 1 грн. реализованной продукции, рентабельность продукции и т.д.

3. Выбор предприятий, с которыми будет осуществляться сравнение. В качестве базы для сравнения, могут быть как прямые, так и потенциальные конкуренты, предприятия из других отраслей и т.д. Главное, чтобы эти предприятия обладали наибольшей эффективностью.

4. При формировании списка компаний, с которыми будут сравниваться показатели предприятия необходимо выбирать компании с уникальными стратегиями, с наилучшими показателями и т.д.

5. Следующий этап - разработка программы действий. Деятельность предприятия должна быть направлена на то, чтобы достичь уровня эффективности конкурентов. И здесь возможны варианты:

- работать лучше и упорнее (выявляются слабые места, изыскиваются внутренние резервы улучшения показателей);

- использование новых, нестандартных подходов организации бизнеса почерпнутых из других областей;

- копирование успешных действий конкурентов и т.д.

4.3.2.Виды сравнительного анализа

При проведении аналитических исследований могут использоваться следующие виды сравнительного анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, одномерный и многомерный.

Горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ широко используются при анализе отчетности предприятия, таким образом, являются одними их методов финансового анализа.

Горизонтальный сравнительный анализ используется для оценки тенденций. Определяются абсолютные и относительные отклонения фактического уровня показателей от базисных (планового, за прошлый год, среднего, достижений науки и техники и т.д.).

Вертикальный сравнительный анализ используется при анализе структуры экономических явлений и процессов.

Последовательность:

-рассматривается структура явления (удельный вес отдельных элементов в целом, целое принимается за 1,0 или 100%);

-определяются структурные изменения.

Трендовый анализ применяется при исследовании рядов динамики. Рассчитываются относительные темпы роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года.

Одномерный сравнительный анализ - сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

Многомерный сравнительный анализ - сопоставляются результаты деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей.

4.3.3.Способы приведения показателей в сопоставимый вид

Использование способа сравнения может дать положительные результаты только в том случае, если выполняется условие сопоставимости показателей, т.е. показатели должны быть одинаковыми по содержанию, структуре.

Для приведения показателей в сопоставимый вид применяются следующие приемы

1.Нейтрализация ценового фактора (пересчитываются показатели объема в одинаковых ценах).

Например, при оценке эффективности использования ресурсов используется показатель «фондоотдача основных средств»:

где - среднегодовая стоимость основных средств; ВП - стоимость произведенной продукции за два сравниваемых периода.

Чтобы соблюдалось условие сопоставимости, необходимо чтобы числитель формулы был рассчитан в одинаковых условиях за два сравниваемых периода и в этом случае выпуск продукции за отчетный период рассчитывается в базисных ценах.

2.Нейтрализация возможных количественных отличий - приведение показателей к одинаковому объему.

Прием используется при оценке рациональности расходов предприятия на производство продукции. Предварительным условием сравнения показателей себестоимости за ряд периодов является приведение условно-переменных расходов к одинаковому объему. Для этого статьи затрат, являющиеся условно-переменными, корректируются на индекс изменения физического объема.

Таблица 4.1

Показатели I квартал II квартал Отклонения
Себестоимость произведенной и реализованной продукции, грн.      
В том числе условно-постоянные расходы, грн.      
Условно-переменные расходы, грн.      
Произведено и реализовано продукции в натуральном выражении     х

По информации, приведенной в таблице, видим, что объем производства продукции во II квартале по сравнению с I кварталом увеличился в 1,31 раза, а себестоимость продукции возросла на 10000 грн. или на 14,3%. Таким образом, затраты понесены предприятием при различных объемах производства. Приведем показатели себестоимости по I кварталу к объему производства во II квартале. Для этого пересчитаем условно- переменные затраты.

80000-(3000+4000 х 1,31)=-2400 (грн.)

С учетом произведенного пересчета показателей, во II квартале по сравнению с I кварталом, произошел не только рост себестоимости продукции, но и ее снижение на 2400 грн. или 3,4%. Выполненный пересчет показателей позволил получить более обоснованную оценку динамики себестоимости.

3.Нейтрализация отличий в структуре (например, рассчитывается индексы фиксированного состава).

4.Использование при сравнении одинаковых периодов времени при пространственно-временных сопоставлениях. Сведения необходимо брать или на одну и ту же дату (моментные данные) или за один и тот же временной интервал (интервальные данные).

5.Использование единой методики при расчете сравниваемых показателей.

6.Исключение прочих отличий в условиях работы нескольких предприятий.

Для проведения комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия сравнения по одному критерию явно недостаточно. В развернутом виде экономические субъекты сравниваются между собой по нескольким критериям (по показателям рентабельность, оборачиваемость, объем продаж и т.д.). Не все показатели равноценны – многие из них несоизмеримы или могут действовать в разном направлении. В этом случае следует использовать какой-либо способ ранжирования. Наиболее часто используется метод суммы мест или таксонометрический метод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: