Задачи и информационная база анализа себестоимости

Себестоимость (затраты) - это представленная в денежном выражении величина ресурсов, использованных в определённых целях [9, с. 311]. Это определение себестоимости включает в себя три элемента.

1. Затраты определяются использованием ресурсов. В качестве ресурсов при производстве товаров выступают:

- количество потреблённых материалов;

- число отработанных чел- часов;

- количество других израсходованных ресурсов.

2. Величина использованных ресурсов представляется в денежном выражении, это обеспечивает единство измерителя и т.о. можно суммировать различные ресурсы.

3. Определение себестоимости или затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами. Такой целью может быть производство товаров, оказание каких-либо услуг, функционирование отдела или службы.

Показатель себестоимости чрезвычайно важен для предприятий, действующих в рыночных условиях. Информация о затратах находит широкое применение при обосновании и принятии управленческих решений, при составлении финансовых отчётов.

Например, информация о себестоимости используется при определении цен на производимую продукцию, оказанные услуги. Так, в общем случае цена на продукт должна быть такой, чтобы компенсировались прямые затраты, доля относимых на изделие косвенных затрат и обеспечивалась приемлемая прибыль.

Важнейшими финансовыми результатами деятельности предприятия в условиях рынка является прибыль, рентабельность. Информация о себестоимости необходима для определения прибыли, которая определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на производство. При определении рентабельности продукции в целом и рентабельности отдельных видов продукции используются показатели общих затрат и затрат по видам изделий. Так, рентабельность отдельных видов изделий определяется по формулам:

или , (9.1)

где отпускная цена единицы продукции; себестоимость единицы продукции.

В свою очередь, рентабельность произведенной и реализованной продукции рассчитывается по формуле:

, (9.2)

где выручка от реализации продукции, работ, услуг;

себестоимость произведенной и реализованной продукции.

Производственная себестоимость используется для отражения в балансе предприятия незавершённого производства, готовой продукции. В "Отчёте о финансовых результатах" при расчете валовой прибыли используется себестоимость реализованной продукции. В управленческом анализе используются показатели затрат - условно постоянные валовые и удельные, условно переменные валовые и удельные - для расчёта области прибыли, убытков, критической точки.

При анализе себестоимости продукции выполняются следующие аналитические процедуры:

- изучение динамики общих затрат на производство (реализацию) продукции, затрат на 1 гривну реализованной (произведенной) продукции, себестоимости важнейших видов продукции;

- выявление важнейших факторов, оказывающих влияние на себестоимость;

- определение влияния факторов на изменение себестоимости (факторный анализ);

- поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции [1].

Источниками информации при проведении анализа являются:

1) Статистическая отчётность.

Форма №1 – предпринимательство «Отчет об основных показателях деятельности предприятия за год». Составляется по результатам работы предприятия за год. В указанной отчетности отражается величина и состав операционных затрат на производство по элементам затрат. Справка о рентабельности отдельных видов продукции.

2) Финансовая отчетность.

«Отчет о финансовых результатах» – отражается себестоимость реализованной продукции, прочие операционные расходы, состав операционных затрат по элементам.

3) Внутренняя управленческая информация: калькуляция себестоимости отдельных видов изделий, смета затрат на производство продукции, смета комплексных статей затрат и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: