Инвентаризация производственных запасов и учет ее результатов

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию производственных запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их фактическое наличие, состояние и оценка.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень запасов, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Таким образом, выделяются случаи обязательного проведения инвентаризации и случаи дополнительного проведения инвентаризации по соответствующему решению руководителя организации или уполномоченного им должностного лица.

При организации и проведении мероприятий в рамках инвентаризации имущества следует руководствоваться нормами Закона о бухгалтерском учете, Положения по ведению бухгалтерского учета, а также утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 Методическими указаниями по инвентаризации имущества и обязательств.

Приказом руководителя организации определяется также состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии, в который включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

До начала проведения инвентаризации материально ответственные лица должны дать расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Также материально-ответственными лицами дооформляются первичные документы на выданные и полученные товарно-материальные ценности, установленные экземпляры которых передаются в бухгалтерию для выведения окончательных остатков по состоянию на день начала инвентаризации. Все последние на момент инвентаризации документы, полученные комиссией, визируются председателем с указанием "до инвентаризации на "_" (дата), что служит для бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Инвентаризация имущества организуется по их местонахождению и материально-ответственным лицам. Проверка фактического наличия товарно-материальных ценностей производится путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания при обязательном участии материально-ответственных лиц.

Комиссия проводит подготовительную работу, предшествующую подсчету остатков материальных ценностей:

- опломбирует помещения, в которых находятся материальные ценности;

- проверяет весы;

- получает от материально-ответственных лиц отчет с документами, подтверждающими движение товарно-материальных ценностей, а также расписку в том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие в их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Оформляются результаты инвентаризации по типовым формам, утвержденным постановлениями Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (в редакции изменений и дополнений) и от 27 марта 2000 г. № 26 утверждена унифицированная форма № ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией."

При инвентаризации товарно-материальных ценностей используются следующие типовые формы:

- "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей" (форма № ИНВ-3).

- "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных" (форма № ИНВ-4).

Каждая опись составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и лицом, ответственным за сохранность. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально ответственных лиц.

Описи подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц, принявший имущество расписывается в описи о принятии, а сдавший - о сдаче этого имущества.

По результатам проверок фактического наличия имущества и финансовых обязательств должны составляться сличительные ведомости: «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей» (форма № ИНВ-19). Сличительные ведомости составляются только по имуществу, при инвентаризации которого были выявлены отклонения от учетных данных.

В ведомостях отражаются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей в соответствии с оценкой товарно-материальных ценностей в бухгалтерском учете.

Выявленные по результатам инвентаризации излишки материалов приходуются на основании оформленной в установленном порядке «Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией» (форма № ИНВ-26) в составе прочих доходов организации следующей записью по счетам учета:

- Дт 10 "Материалы" (по соответствующим субсчетам учета) Кт 91, субсчет "Прочие доходы" - на рыночную стоимость выявленных излишков материалов.

Излишки товарно-материальных ценностей приходуются по рыночной цене, под которой понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

Стоимость выявленных по результатам инвентаризации недостающих или испорченных товарно-материальных ценностей отражается в бухгалтерском учете организации следующими записями:

- Дт 94 Кт 10 - стоимость недостающих (испорченных) товарно-материальных ценностей;

- Дт 10 Кт 94 - оприходование по цене возможного использования испорченных товарно-материальных ценностей или их отдельных частей.

Согласно ст. 7 ФЗ №58 от 6 июня 2005 года до утверждения нормативов естественной убыли в порядке, установленном п. 7.2. в ст. 254 НК РФ применяются нормативы естественной убыли, утверждённые ранее соответствующими органами федеральной исполнительной власти, то есть налогоплательщик может пользоваться приказами министерств и ведомств СССР (письмо Минфина РФ от 21 марта 2006года №03-03-041/201).

Дт 26,44 Кт 94 – на увеличение издержек производства и расходов по продаже списали естественную убыль недостающих материальных ценностей (если есть на то нормативы).

Согласно пункту 7 подпункта 2 ст. 254 НК РФ недостачи в пределах нормативов естественной убыли включаются в состав материальных расходов.

В дальнейшем сумма причиненного ущерба вследствие недостачи или порчи товарно-материальных ценностей относится за счет виновных лиц или собственных средств организации.

В том случае, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты деятельности.

Убытки от недостач и порчи ценностей сверх норм естественной убыли относятся за счет виновных лиц в следующих случаях:

- если указанные лица признаны виновными решениями суда (при этом любое лицо, совершившее преступление (правонарушение) предполагается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда);

- если указанные лица являются виновными в силу принятия на себя полной материальной ответственности;

- в других случаях, когда работники в соответствии с главой 39 ТК РФ могут быть привлечены к полной или ограниченной материальной ответственности.

В соответствии с положениями статьи 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного виновными лицами при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

В бухгалтерском учете отнесенные за счет виновных лиц суммы недостач и порчи материальных ценностей оформляются следующими записями:

Дт 73.2 Кт 94 – на виновное лицо списали недостачу в балансовой оценке.

Дт 73.2 Кт 98 – на виновное лицо списали разницу между взыскиваемой суммой и стоимостью недостающих ценностей в балансовой оценке.

Дт 50,51,70 Кт 73.2 – погашение виновником своей недостачи путем внесения наличных денег в кассу организации, на расчетный счет или посредством удержания сумм из заработной платы.

Одновременно с этим составляется следующая проводка:

Дт 98 Кт 91 – списание разницы между взыскиваемой суммой и суммой недостачи по учётным ценам на увеличение прочих доходов по мере погашения недостачи.

За счет финансового результата деятельности организации суммы недостач и порчи материальных ценностей относятся в следующих случаях:

- когда решениями следственных или судебных органов подтверждено отсутствие виновных лиц;

- когда имеется решение суда об отказе во взыскании с соответствующих лиц ущерба по причине необоснованного иска.

В бухгалтерском учете при этом оформляется запись по Дт 91, субсчет "Прочие расходы" и Кт 94 - отнесение недостачи (убытков) сверх норм естественной убыли на прочие расходы организации.

После подписания руководителем организации «Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией» (форма № ИНВ-26) данный документ является основанием для осуществления соответствующих записей в бухгалтерском учете организации.

Контрольные вопросы

1) Назовите условия, при выполнении которых объект принимается к бухгалтерскому учету как материально-производственные запасы.

2) Что входит в состав материально-производственных запасов?

3) Какой документ устанавливает правила формирования в бухгалтерском
учете информации о материалах?

4) Дайте определение материалам.

5) Дайте характеристику классификации материалов.

6) Как организуется аналитический учет материалов?

7) Как оцениваются материалы, приобретенные за плату?

8) Какие расходы относятся к транспортно-заготовительным?

9) Как оцениваются материалы, поступившие в счет вклада в ус­тавный (складочный) капитал?

10) Как оцениваются безвозмездно полученные материальные цен­ности?

11) Как организуется учет материалов на складе?

12) Какими способами можно оценивать материалы при отпуске в производство?

13) Проанализируйте влияние способов оценки материалов при их отпуске в производство на производственные затраты и сто­имость остатков материалов на складах.

14) Какие счета применяются для бухгалтерского учета операций с материальными ценностями, если учет материалов ведется по учетным ценам?

15) Охарактеризуйте назначение счетов 15 и 16 в бухгалтерском учете материалов.

16) Перечислите первичные документы учета наличия и движения материальных ценностей.

17) Дайте характеристику сальдового метода учета материалов.

18) Как распределяются отклонения фактической себестоимости материалов от их оценки по учетным ценам между материала­ми, отпущенными в производство, и их остатками на складах?

19) Ког­да применяется метод оценки по стоимости каждой единицы?

20) В чем заключается ме­тод ФИФО?

21) Спецоснастка изготовлена собственными силами. Какими проводками это отражается?

22) Как в бухгалтерском учете отражаются результаты инвентаризации материальных ценностей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: