Государственное регулирование добычи и использование угля и отношении, возникающих в процессе этои деятельности

Федеральный закон «О государственном регулировании в об­ласти добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» был принят Государственной думой 17 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. и подписан Президентом РФ 20 июня 1996 г. В статье 3 Закона указано, что его действие распространя­ется на деятельность по добыче (переработке) угля, шахтному стро­ительству, горноспасательному обслуживанию организаций по добы­че угля, государственному надзору и контролю за безопасным ведени­ем работ по добыче (переработке) угля на всей территории РФ.

Законом определены (статья 4) принципы управления в облас­ти добычи и использования угля, которые включают:

· осуществление Правительством РФ и органами исполнитель­ной власти субъектов РФ управления государственной собственно­стью в области добычи (переработки) угля;

· возможность образования финансово-промышленных групп и других организационно-правовых образований, предусмотренных законодательством РФ с участием организаций по добыче (пере­работке) угля независимо от их форм собственности.

Государство осуществляет регулирование (статья 5) в области реструктуризации угольной промышленности, которая проводится в соответствии с Федеральной целевой программой. Государство оказывает (статья 6) финансовую поддержку организациям по до­быче угля (независимо от форм собственности), направленную на:

· воспроизводство производственных мощностей по добыче уг­ля, расширение, техническое перевооружение и реконструкцию действующих организаций по добыче угля;

· обеспечение деятельности нерентабельных организаций по добыче угля, продукция которых в то же время незаменима по тех­нологическим параметрам или обеспечивает потребность регионов, в которые по экономическим условиям доставка другого топлива нецелесообразна;

· обеспечение функционирования организаций по добыче угля в период временного снижения потребности в угле;

· приведение производственных мощностей по добыче угля в соответствие с потребностями топливно-энергетического баланса государства, его общеэкономическими и социальными целями;

· социальную защиту работников организаций по добыче угля;

· проведение мероприятий по реализации государственной по­литики в области безопасного ведения работ по добыче угля.

Лицензирование видов деятельности в области проектирования, строительства и эксплуатации организаций по добыче (перера­ботке) угля осуществляется (статья 10) Федеральным органом ис­полнительной власти, на который возложено регулирование в области добычи (переработки) угля в соответствии с законодательством РФ.

Законом установлены (статья 13) принципы обеспечения безопасности работ по добыче угля, которые включают:

· приоритет безопасности человека и окружающей природной среды;

· государственное регулирование норм и правил безопасного ведения работ по добыче угля;

· индивидуальный подход к созданию надлежащих и безопас­ных условий труда на каждом рабочем месте, безопасности техно­логических процессов.

· Законом определены (статьи 17—25) особенности труда и ме­роприятия по социальной защите работников, занятых на тяжелых работах и работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля.

Этими мероприятиями установлены условия допуска работников к тяжелым работам и работам с опас­ными и (или) вредными условиями труда, продолжительность их рабочего дня, порядок и условия защиты здоровья работников, размеры их заработной платы, льготы и компенсации для работни­ков организаций по добыче (переработке) угля, меры социальной защиты работников, высвобождаемых при ликвидации организа­ций по добыче (переработке) угля.

Статьей 28 Закона Президенту РФ и Правительству РФ пред­ложено привести в соответствие с данным Законом ранее изданные нормативные правовые акты.

Во исполнение Указов Президента РФ от 9 февраля 1996 г. № 168 «О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры угольной промышленности РФ» и от 9 декабря 1996 г. № 1660 «О передаче в доверительное управление закрепленных в федераль­ной собственности акций акционерных обществ, созданных в про­цессе приватизации» Правительство РФ издало Постановление (11 декабря 1996 г. № 1485) «О проведении конкурсов на право заклю­чения договоров доверительного управления закрепленными в фе­деральной собственности акциями акционерных обществ угольной промышленности (угольных компаний)». Этим постановлением уста­новлены основные задачи доверительного управляющего при управ­лении акциями угольной компании, в частности, включающие:

· сокращение средств государственной поддержки, предостав­ляемых угольной компании на безвозмездной основе;

· повышение технического уровня предприятий, входящих в угольную компанию;

· обеспечение воспроизводства запасов угля;

· закрытие неперспективных и особо убыточных предприятий, входящих в угольную компанию.

Этим же постановлением (приложение № 2) определен пере­чень акционерных обществ угольной промышленности (угольных компаний), акции которых передаются в доверительное управление по результатам конкурса на право заключения договоров довери­тельного управления закрепленными в федеральной собственности акциями. Он включает: Акционерное общество «Компания Хакасуголь, г. Черногорок, Республика Хакасия; Красноярская угольная компания, г. Красноярск; Акционерное общество «Востсибуголь», г. Иркутск; Акционерное общество «Башкируголь», г. Кумертау, Республика Башкортостан; Акционерное общество «Ленинградсланец», г. Сланцы, Ленинградская область.

Доверительное управление — новый институт российского права, появление которого обусловлено современным этапом раз­вития рыночных отношений и стремлением организовать более эффективное управление хозяйственной деятельностью и имуще­ством и, прежде всего, государственным имуществом.

Доверительное управление имуществом предусмотрено Граж­данским кодексом РФ (глава 53). В соответствии со статьей 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществ­лять управление этим имуществом в интересах учредителя управ­ления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Контроль за выполнением доверительными управляющими договоров доверительного управления акциями угольных компа­ний возложен на Министерство топлива и энергетики РФ.

Доверительный управляющий, не проявивший при довери­тельном управлении имуществом должной заботливости об инте­ресах учредителя управления, возмещает учредителю управления убытки в соответствии со статьей 1022 Гражданского кодекса РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: