Правовое регулирование безопасного ведения работ, связанныхных с пользованием недрами

21 июля 1997 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объ­ектов» (№ 116-ФЗ), который определил правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опас­ных производственных объектов. Этот закон направлен на преду­преждение аварий на опасных производственных объектах и обес­печение готовности организаций, эксплуатирующих опасные про­изводственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В Законе установлено новое понятие «опасный производст­венный объект» Оно охватывает предприятия или их цехи, участ­ки, площадки, а также иные производственные объекты. К катего­рии опасных производственных объектов относятся, в частности, объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогаще­нию полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях. Недропользование относится к видам человеческой деятельности, связанным с высоким уровнем производственного травматизма и аварийности. По данным Госгортехнадзора РФ в 1998 г. в горно­рудной промышленности смертельный травматизм увеличился на 9 % по сравнению с 1997 г., а число аварий на 83 %. В угольной промышленности в 1998 г. произошло 54 аварии.

В статье 24 Закона РФ «О недрах» указано, что пользование недрами допускается только при выполнении требований по обес­печению безопасности жизни и здоровья работников предприятий, связанных с пользованием недрами, и населения в зоне влияния этих работ.

Эти требования включают:

· допуск к выполнению работ лишь тех лиц, которые имеют специальную подготовку и квалификацию, а к руководству этими работами — только лиц, имеющих соответствующее специальное образование;

· получение лицензий на соответствующий вид дея­тельности при проведении работ, связанных с повышенной опас­ностью при пользовании недрами, обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективно защиты;

· применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам;

· правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;

· разработку и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих нормальный технологический цикл работ, охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от их вред­ного влияния при нормальном режиме проведения этих работ и возникновении аварийных ситуаций.

В этот комплекс мероприятий входят:

· проведение комплекса геологических, маркшейдерских и
иных работ с целью прогнозирования опасных ситуаций и предварительного нанесения на планы горных работ опасных зон;

· проведение систематического контроля за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрыво­опасных газов и пылей и запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок вредных, взрывоопасных газов и пылей не соответствует требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил;

· осуществление специальных мероприятий по прогнозирование и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов во­ды, проявлений горных ударов и управлению деформационными процессами в массиве горных пород.

Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, или иные уполномоченные на то должно­стные лица:

· несут непосредственную ответственность за обеспечение безо­пасных условий этих работ;

· обязаны немедленно приостановить работы при возникно­вении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий и обеспечить обязаны незамедлительно информировать соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления о воз­никновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния этих работ.

Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, долж­ны обслуживаться профессиональными горноспасательными служ­бами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтя­ных и газовых месторождений - профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами.

В целях обеспечения наиболее благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности и безопасности лиц, занятых на работах, связанных с пользованием недрами, органы государст­венной власти совместно с пользователями недр обязаны:

· разрабатывать с учетом современных достижений науки и техники специальные мероприятия, предусматривающие улучше­ние состава шахтной (рудничной) атмосферы, совершенствование технологии недропользования и средств коллективной и индиви­дуальной защиты и направленные на предупреждение профессио­нальных заболеваний и производственного травматизма;

· систематически совершенствовать правила и нормы безопас­ности, санитарные правила и нормы;

· обеспечить выполнение правил и норм по безопасному веде­нию работ, связанных с пользованием недрами.

На органы Государственного горного надзора возложены (в пределах их компетенции) обеспечение государственного норма­тивного регулирования вопросов безопасности работ, связанных с пользованием недрами, и выполнение контрольных функций. С этой целью Госгортехнадзор России (сейчас реорганизован в Ростехнадзор) 3 июля 1993 г. утвердил По­ложение о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью про­мышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечени­ем безопасности при пользовании недрами, которое устанавливает организационно-правовые основы лицензирования в системе Ростехнадзора. Лицензирование осуществляется с целью государственного регулирования в области обеспечения безопасно­сти промышленных производств (объектов) и работ повышенной опасности, а также защиты промышленного персонала, населения и окружающей среды от воздействия опасных факторов производственной деятельности Лицензии являются официальным разре­шительным документом, выдаваемым Госгортехнадзором России или его региональным органом, удостоверяющим право владельца на проведение определенного вида деятельности и регламенти­рующим условия осуществления этой деятельности.

К компетенции Госгортехнадзора России (центрального аппарата) относится:

· выдача лицензии на проектирование горных производств и объектов, нефтегазодобывающих производств и объектов, а также других взрывопожароопасных производств и объектов;

· разработку и испытание промышленных взрывчатых материалов и упаковки для них, а также оборудования и приборов, пользуемых при взрывных работах, проектирование пунктов изготовления взрывчатых веществ;

· проведение экспертизы по организационной и технической готовности предприятий к осуществлению лицензируемого вида деятельности;

· проведение экспертизы по программам, методикам контроля испытаний оборудования производств повышенной опасности;

· подготовку специалистов, имеющих право руководства взрывными работами, а также ответственного ведения горных бот в высших и средних специальных учебных заведениях и на специальных курсах.

К компетенции региональных органов (округов) Ростехнадзора относится выдача лицензий на все виды деятельности, за исключением отнесенных к компетенции центрального аппарата Ростехнадзора.

Лицензия выдается по заявлению заинтересованного предпри­ятия (гражданина) Заявление представляется в соответствующий региональный орган (округ) Ростехнадзора (по месту государственной регистрации предприятия), а в случаях, когда во­просы выдачи лицензий отнесены к компетенции центрального аппарата, в Ростехнадзор в г. Москве. К заявлению прилагается комплект материалов, подтверждающих возможность и готовность предприятия-заявителя осуществлять лицензируемую деятель­ность Лицензии, выданные органами Ростехнадзора, действительны на всей территории РФ Органы Ростехнадзора осуще­ствляют контроль за выполнением условий действия лицензий в процессе надзорной деятельности.

Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 10 марта 1999 г № 263 «Об организации и осуществлении про­изводственного контроля за соблюдением требований промышлен­ной безопасности на опасном производственном объекте» утверди­ло Правила организации и осуществления производственного кон­троля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте

В соответствии с этими Правилами основными задачами про­изводственного контроля являются:

· обеспечение соблюдения требований промышленной безо­пасности в эксплуатирующей организации,

· анализ состояния промышленной безопасности в эксплуа­тирующей организации, в том числе путем организации проведе­ния соответствующих экспертиз,

· разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружаю­щей среде,

· контроль за соблюдением требований промышленной безо­пасности, установленных федеральными законами и иными нор­мативными правовыми актами,

· координация работ, направленных на предупреждение ава­рий на опасных производственных объектах и обеспечение готов­ности к локализации аварий и ликвидации их последствий,

· контроль за своевременным проведением необходимых ис­пытаний и технических освидетельствований технических уст­ройств, применяемых на опасных производственных объектах, ре­монтом и поверкой контрольных средств измерений,

· контроль за соблюдением технологической дисциплины.

В соответствии с вышеупомянутым Постановлением Прави­тельства РФ Федеральному горному и промышленному надзору России, а также федеральным органам исполнительной власти по­ручено в пределах своих полномочий обеспечить контроль за проведением организациями, эксплуатирующим опасные производствен­ные объекты, необходимых мероприятий по реализации Правил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: