Виды геологической информации

В Законе РФ «О недрах» правовые нормы, связанные с геоло­гической информацией о недрах, закреплены в статьях 27-32. В них рассмотрены вопросы права пользования геологической ин­формацией о недрах, государственного учета и государственной регистрации работ по геологическому изучению недр, Государст­венной экспертизы запасов полезных ископаемых, ведения Госу­дарственного кадастра месторождений и проявлений полезных ис­копаемых и Государственного баланса запасов полезных ископае­мых. Ниже приводятся более подробные сведения о видах геоло­гической информации о недрах, необходимой для различных на­правлений пользования недрами.

1. Важнейшим видом этой информации являются геологиче­ские карты, отражающие геологическое строение территорий или какие-либо его определенные черты. Карты составляются на гео­графической или топографической основе и по их масштабу делят­ся на обзорные (1: 2 500 000 и мельче) и региональные. Регио­нальные карты в свою очередь разделяются на мелкомасштаб­ные (1: 1 500 000 - 1: 500 000), среднемасштабные (1: 200 000 - 1: 100 000), крупномасштабные (1: 50 000 - 1: 25 000) и деталь­ные (1: 10 000 и крупнее). Геологические карты служат основой для всех видов геологических исследований региона, выявления закономерностей размещения и поисков полезных ископаемых, проектирования инженерных сооружений и других работ, связан­ных с пользованием недрами.

2. Геологическое изучение месторождения полезных ископае­мых представляет собой процесс, каждая из стадий которого по­зволяет получить все более полную геологическую информацию о месторождении.

Наибольшее значение здесь имеет отчет о под­счете запасов полезного ископаемого, поскольку содержащаяся в нем информация используется для проектирования горного предпри­ятия. Отчет состоит из пояснительной записки, табличных и гра­фических материалов.

Пояснительная записка включает следующие разделы:

· вводный раздел, содержащий общие сведения о разведанном месторождении и его геолого-экономическую оценку;

· раздел, посвященный геологическому строению месторожде­ния и содержащий его всестороннюю характеристику: генезис размеры, морфология и внутреннее строение залежей, условия их залегания, распределение основных и попутных компонентов и вредных примесей, их содержание;

· раздел, посвященный вещественному составу и технологиче­ским свойствам полезных ископаемых. Материалы, приведенные в этом разделе, должны дать возможность проектировать техноло­гию переработки полезных ископаемых;

· раздел, посвященный гидрогеологическим условиям разработ­ки месторождения и включающий краткую гидрогеологическую характеристику, описание основных водоносных горизонтов, наи­более обводненных участков и зон, их взаимосвязь с другими гори-1 зонтами и поверхностными водостоками. В этом разделе оценива­ется сложность гидрогеологических условий месторождения и да­ются рекомендации по дренажным и водопонизительным меро­приятиям;

· раздел, посвященный горно-геологическим условиям и горно­техническим особенностям разработки месторождения и включающий анализ факторов, определяющих способ вскрытия и тех­нологию разработки месторождения, инженерно-геологическую, оценку месторождения, прогноз устойчивости пород и возможных проявлений горного давления, характеристику газоносности ме­сторождения и полезного ископаемого и склонности вмещающих пород к самовозгоранию. Кроме того, в нем приводятся рекомен­дации по охране недр, предотвращению загрязнения окружающей среды и рекультивации земель.

Графические материалы отчета включают:

· обзорную карту района месторождения (масштабы 1:50 000 - 1:200 000);

· геологическую карту месторождения (масштабы 1:2000 - 1:10 000) со стратиграфическими колонками;

· геологические разрезы по разведочным линиям (масштабы 1:500-1:5000);

· гипсометрические планы пластов полезного ископаемого (масштабы 1:2000- 1:10 000), карты, планы и разрезы по сложным в морфологическом и тектоническом отношении участкам;

· карты, планы, разрезы, отражающие результаты наземных и скважинных геофизических исследований, данные изучения газо­носности, гидрогеологических, инженерно-геологических, геокриологических, геотермических и других природных условий, опреде­ляющих технологию добычи при намеченном способе вскрытия и разработки месторождения.

В процессе эксплуатации месторождения также проводится сбор геологической информации. Документируются геологоразве­дочные и эксплуатационные горные выработки и скважины.

По форме и уровню завершенности геологическая документа­ция делится на первичную и сводную.

В первичной документации различают:

· массовую, включающую документацию всех скважин, горных выработок и забоев, каталоги образцов горных пород и др.;

· детальную, характеризующую наиболее интересные в геоло­гическом отношении особенности массива горных пород;

· специализированную, предназначенную для отображения различных структурных, текстурных и других особенностей месторождения.

К сводным геологическим материалам относят геологические карты района и месторождения с поперечными и продольными геологическими разрезами, которые дают возможность оценить перспективы расширения сырьевой базы предприятия. В эту груп­пу входят также материалы математической обработки данных оп­робования, технологических испытаний, гидрогеологических и инженерно-геологических исследований.

3. Геологическая информация, необходимая для отбора и уче­та участков недр, используемых для размещения объектов, не свя­занных с добычей полезных ископаемых, включает инженерно-геологическое картирование территорий в масштабе 1:200 000 или 1:400 000. В состав этих материалов входит инженерно-геоло­гическая карта с пояснительной запиской. На карте выделяются районы, перспективные для размещения объектов подземного строительства до глубины 200 м. Инженерно-геологическая карта сопровождается геологическими разрезами, схемами инженерно-геологичес-кого районирования территории, таблицами с характе­ристиками и свойствами пород, а также другими данными, уточ­няющими информацию о картируемой территории.

В соответствии со статьей 28 Закона РФ «О недрах» работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные в пользование, и лицензии на пользование недрами подлежат госу­дарственному учету и включению в Государственный реестр в по­рядке, устанавливаемым Федеральным органом по управлению Го­сударственным фондом недр.

Для обеспечения полного и комплексного использования ре­сурсов недр, определения границ участков недр, предоставляемых в пользование, и размеры платы за пользование недрами прово­дится Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых разведанных месторождений и геологической информации об уча­стках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подзем­ных сооружений, не связанных с разработкой месторождений по­лезных ископаемых (статья 29 Закона РФ «О недрах»). Предостав­ление недр в пользование в этих целях разрешается только после положительного заключения Государственной экспертизы Заклю­чение является основанием для постановки разведанных запасов на государственный учет.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ре­сурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. № 588, Министерство:

· организует работы по составлению, изданию в установлен­
ном порядке государственных карт геологического, геофизическо­го, геохимического, гидрогеологического, инженерно-геологического, геоэкологического содержания;

· разрабатывает и утверждает критерии и требования к гео­лого-экономической оценке месторождений полезных ископаемых и, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, классификации запасов и прогнозных ре­сурсов полезных ископаемых;

· осуществляет в установленном порядке Государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической и эконо­мической информации о предоставляемых в пользование участках недр, проектно-сметной документации на проведение работ по гео­логическому изучению недр;

· организует составление и ведение Государственного балан­са запасов полезных ископаемых, Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, устанавливает порядок постановки запасов на Государственный баланс, а также по согласованию с органами Государственного горного надзора порядок их списания с Государственного баланса;

· определяет в соответствии с законодательством порядок и условия использования геологической информации о недрах, по­лученной за счет государственных средств.

В Государственном кадастре содержатся сведения по место­рождениям полезных ископаемых, включающие:

· характеристику количества и качества основных и совместно залегающих с ними полезных ископаемых на конкретном место­рождении и содержащихся в них компонентов;

· горнотехнические, гидрогеологические, экологические и дру­гие условия разработки месторождения;

· геолого-экономическую оценку месторождения.

В Государственный кадастр включаются также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых. Ведение Госу­дарственного кадастра необходимо для обеспечения разработки фе­деральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных иско­паемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях (статья 30 Закона РФ «О недрах»)

Государственный баланс запасов полезных ископаемых ведет­ся в стране на основе статьи 31 Закона РФ «О недрах».

Основная цель Государственного баланса - учет состояния минерально-сырьевой базы. В нем должны содержаться сведения о:

· количестве, качестве и степени изученности запасов каждо­го вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение;

· размещении месторождений и степени их промышлен­ного освоения;

· изменениях величины запасов, которые произошли в ре­зультате добычи полезных ископаемых, их потерь при экс­плуатации месторождения, а также при проведении разведоч­ных работ, пересчета и переоценки величины запасов;

· обеспеченности горнодобывающих предприятий разведан­ными запасами на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливае­мом Правительством РФ.

В Положении о порядке лицензирования пользования недра­ми, утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ 15 ию­ля 1992 г. № 3314-1, предусмотрены три этапа предоставления гео­логической информации потенциальному недропользователю:

1 этап - геологическая информация об объектах, выносимых на конкурс или аукцион, публикуется в средствах массовой ин­формации не позднее 3 месяцев, а для крупных объектов - не позднее чем за 6 месяцев до их проведения. Эта геологическая ин­формация содержит лишь общие сведения об участках недр, кото­рые намечается предоставить в пользование, и имеет, по существу, рекламный характер (пункт 11.2 Положения);

2 этап - после принятия заявки на участие в конкурсе-аукционе предприятию-заявителю предоставляется пакет геологи­ческой информации по интересующему участку недр, который дол­жен содержать необходимый объем геологической, горнотехнической, технологической и иной информации для проведения предприятием-заявителем технико-экономических расчетов пока­зателей ведения работ. На основании изучения геологической ин­формации предприятие-заявитель в установленный срок разраба­тывает и предоставляет основные технико-экономические показа­тели ведения работ, связанные с намечаемым пользованием недра­ми (пункт 11.8 Положения);

3 этап - после получения лицензии ее владелец имеет право на получение полного объема геологической информации по пре­доставленному ему в соответствии с лицензией участку недр (пункт 11.12 Положения).

Все три этапа предоставления геологической информации - платные.

Наиболее важной является информация, полученная на вто­ром этапе, поскольку она ложится в основу всех технико-экономических показателей деятельности будущего горного пред­приятия. Однако, как отмечают эксперты, в последние годы недропользователи, участвующие в конкурсах и аукционах, все чаще сталкиваются с недостоверными сведениями о строении и запасах месторождений, содержащимися в пакетах геологической информации. Так, практика отработки некоторых нефтяных месторожде­ний показала, что в первые же годы проведения работ на месторо­ждении недропользователь обнаруживал, что фактические площа­ди нефтеносных пластов месторождений и величины извлекаемых запасов нефти оказывались в 1,5-2 раза меньше указанных в по­лученном пакете геологической информации.

Естественно, что при этом возникают вопросы об ответствен­ности Федерального органа управления Государственным фондом недр за качество предоставленной геологической информации и возмещении недропользователю причиненного ущерба.

Закон РФ «О недрах» не содержит правовых норм, в которых регулировались бы права недропользователя, потерпевшего ущерб из-за недостоверной геологической информации. В статье 22 лишь указано, что «пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицен­зии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена». Но поскольку отношения, возникающие при защите информации и прав субъек­тов, участвующих в информационных процессах и информатиза­ции, регулируются Федеральным законом «Об информации, ин­форматизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ, пользователь недр, получивший недостоверную информацию (в дан­ном случае, геологическую), имеет право на возмещение понесенного им ущерба в соответствии со статьей 24 (пункт 1) этого Закона.

Очевидно, что в новой редакции правового документа, регу­лирующего отношения, связанные с качеством геологической ин­формации, должны быть прописаны соответствующие правовые нормы, предусматривающие ответственность за передачу недро­пользователю недостоверной геологической информации и меха­низм возмещения причиненного ему ущерба.

8.3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕДР ЗА РУБЕЖОМ

В ряде стран законодательство предусматривает проведе­ние исследований недр в качестве самостоятельного вида поль­зования недрами. Исследования недр, как правило, проводятся перед поисковыми работами и отличаются задачами, применяе­мыми технологиями, экономическим содержанием и особым правовым статусом.

В принятом в 1984 г. в Алжире законе о горнопромышленной деятельности определено, что исследованиями считаются любые виды деятельности, предшествующие разведке месторождений по­лезных ископаемых и имеющие целью обнаружить недрах полез­ные ископаемые.

Законодательство Норвегии включает в научные исследования на континентальном шельфе гравиметрические, сейсмические и маг­нитографические и другие исследования без бурения скважин.

Исследования ставят своей целью обнаружить признаки, сви­детельствующие о возможности присутствия полезных ископаемых в данном районе и проводятся, как правило, без существенного на­рушения целостности недр. Образцы отбираются только для иссле­довательских, а не для коммерческих целей.

На проведение исследований выдаются соответствующие до­кументы, как правило, исследовательские лицензии, сертификаты, разрешения и пр. Срок их действия обычно не превышает одного года или двух лет, причем государство оставляет за собой право разрешить проведение исследований в данном районе и другим пользователям.

Исследования осуществляются как на возмездной, так и на безвозмездной основе и проводятся пользователем, как правило, за свой счет и на свой риск.

Информация, полученная в результате исследований, включа­ет как первичную геологическую, геофизическую и геохимическую информацию, зафиксированную на приборах или магнитных но­сителях, так и материалы, связанные с ее интерпретацией. Как правило, информация, полученная пользователем за счет собст­венных средств, принадлежит ему на праве собственности, но та­кая информация может быть и открытой. Если исследования не принесли желаемых результатов, затраты на их проведение не компенсируются.

Лишь в некоторых странах законодательство предоставляет исследователю предпочтение для получения лицензии на даль­нейшее изучение района путем проведения разведочных работ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: