Правовое регулирование рационального использования и охраны недр

Под рациональным использованием недр понимают систему мероприятий научного, производственно-технического и организа­ционного характера, обеспечивающих полное и комплексное ис­пользование ресурсов недр для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Рациональное использование недр - комплексная проблема, и ее решают в следующих направ­лениях: геологическом, горнотехническом, технологическом, эко­номическом и организационном.

Законом РФ «О недрах» предъявляются следующие требова­ния в геологическом направлении (статья 23):

· обеспечение полноты геологического изучения недр;

· проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископае­мых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

· проведение Государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых, а также участков недр, исполь­зуемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Для выполнения этих требований необходимо проводить со­вершенствование методов разведки и подсчета запасов полезных ископаемых (в первую очередь, в действующих горнопромышлен­ных регионах), изучение вещественного состава полезных иско­паемых и вмещающих пород, геолого-технологическое картирова­ние, разработку научно обоснованных методов прогноза инженер­но-геологических и гидрогеологических условий эксплуатации ме­сторождений.

Требования Закона РФ «О недрах» в рамках горно­технического направления включают (статья 23):

· обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов ос­новных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

· достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запа­сов основных и совместно с ними залегающих полезных ископае­мых и попутных компонентов при разработке месторождений по­лезных ископаемых.

Для выполнения этих требований необходимо проведение ра­бот с созданием новой и совершенствованием существующей техники и технологии разработки месторождений, обеспечивающих повыше­ние полноты и качества извлечения полезных ископаемых из недр.

Законом РФ «О недрах» предъявляются следующие требова­ния в технологическом направлении (статья 23.3):

· строгое соблюдение технологических схем переработки мине­рального сырья, обеспечивающих полное и комплексное извлече­ние содержащихся в нем полезных компонентов: учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях пере­работки и степени их извлечения из минерального сырья;

· дальнейшее изучение технологических свойств и состава ми­нерального сырья, проведение опытных технологических испыта­ний с целью совершенствования технологий переработки мине­рального сырья;

· наиболее полное использование продуктов и отходов перера­ботки; складирование, учет и сохранение временно не используе­мых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.

Для выполнения этих требований необходимо, в первую оче­редь, создавать новые и совершенствовать существующие техноло­гические процессы переработки минерального сырья, позволяющие наиболее эффективно извлекать все содержащиеся в нем полезные компоненты, вовлекать в переработку бедные и забалансовые ру­ды, утилизировать вмещающие породы и отходы производства.

Законом РФ «О недрах» установлены следующие требования в экономическом отношении (статья 23.1): государственное регули­рование отношений недропользования и решение задач развития минерально-сырьевой базы осуществляются с использованием гео­лого-экономической и стоимостной оценок месторождений полез­ных ископаемых и участков недр. Методики геолого-экономи­ческой и стоимостной оценок месторождений полезных ископае­мых и участков недр по видам полезных ископаемых утверждают­ся Федеральным органом управления Государственным фондом недр. Понятие стоимостной оценки месторождений и участков недр является принципиально новым в российском законодатель­стве о недрах. Однако редакция статьи 23.1 является неудачной по двум причинам: во-первых, необходимо было указать цель прове­дения стоимостной оценки, а, во-вторых, в соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135 субъекты оценочной дея­тельности должны использовать не методики, а стандарты, разраба­тываемые и утверждаемые Правительством Российской Федерации.

Ряд авторов(3,6,9) подчеркивают необходимость повышения роли стоимостной оценки запасов месторождения, что позволит более широко применять рыночные механизмы в недропользовании, а именно:

• запасы полезных ископаемых необходимо учитывать не только в натуральном выражении (тоннах, кубических мет­рах), но и давать им стоимостную оценку;

• рыночные котировки акций горнодобывающих компаний должны зависеть как от объема находящихся в их распоряже­нии запасов полезных ископаемых, так и от эффективности этих запасов (их стоимостной оценки);

• акции российских компаний (в частности, нефтегазовых) существенно недооценены против того уровня, на который можно было бы рассчитывать исходя из объема и качества имеющихся запасов полезных ископаемых. В дополнение к этим требованиям необходимо разработать экономический механизм управления (т. е. систему мероприятий по планированию и стимулированию) полным и комплексным использованием ресурсов недр в условиях перехода к рыночной экономике.

Хотя в Законе РФ «О недрах» не содержится непосредствен­ных требований в рамках организационного направления работ по рациональному использованию недр, эти работы, тем не менее необходимо выполнять, в первую очередь, для того, чтобы обеспе­чить успешную реализацию требований Закона в рамках других вышеперечисленных направлений.

К числу таких работ следует отнести создание законодатель­ной и налоговой базы, стимулирующих:

· увеличение объемов геологоразведочных работ в освоенных промышленных регионах, так как продление срока деятельности предприятий имеет большое социальное и экономическое значение. Поэтому темпы прироста запасов по горнопромышленным регио­нам должны быть существенно выше темпов освоения новых ми­нерально-сырьевых баз;

· пересмотр действующих и экономическое обоснование новых потребительских стандартов на минеральное сырье.

Под охраной недр понимают систему производственно-тех­нических, экономических и административно-правовых мероприя­тий, обеспечивающих соблюдение установленного порядка пользо­вания недрами при их геологическом изучении, добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооруже­ний, захоронении промышленных стоков и отходов производства и удовлетворении иных государственных и общественных потребно­стей. Такая трактовка этого понятия непосредственно вытекает из За­кона РФ «О недрах». Основные требования по охране недр, сформу­лированные в статье 23 Закона РФ «О недрах», включают:

· охрану месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество по­лезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

· предотвращение загрязнения недр при проведении работ, свя­занных с пользованием недрами, особенно при подземном хране­нии нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод;

· соблюдение установленного порядка консервации и ликвида­ции предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

· предупреждение самовольной застройки земельных участков, расположенных на месторождении полезных ископаемых, и со­блюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

Законом предусмотрено ограничение, приостановление или прекращение права пользования недрами в случае нарушения требований по охране недр, приведенных в статье 23.

В статьях 25 и 25.1 Закона РФ «О недрах» установлены npaвовые нормы, регулирующие условия застройки площадей залега­ния полезных ископаемых и условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых:

1. Проектирование и строительство населенных пунктов, про­мышленных комплексов и других хозяйственных объектов разре­шается только после получения заключения Федерального органа управления Государственным фондом недр или его территориаль­ного подразделения о том, что в недрах под участком предстоящей застройки отсутствуют полезные ископаемые.

2. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений (в том числе не связанных с добычей полезных ископаемых) допус­каются с разрешения Федерального органа управления Государст­венным фондом недр или его территориальных подразделений и органов Государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Самовольная застройка площадей залегания полезных иско­паемых прекращается без возмещения застройщику производст­венных затрат по рекультивации земель и демонтажу возведенных объектов.

3. Отчуждение (постоянное или временное) земельных участ­ков, необходимых для проведения геологического изучения и ис­пользования в интересах государства, может производиться при выполнении следующих условий:

· наличии решения федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии с разделением их полномочий) об отчуждении данных участков;

· возмещении собственникам указанных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: