Заключение и исполнение соглашений

В Федеральный закон «О соглашениях о разделе от 7 января 1999 г. включены новые правовые нормы, pacширяющие основания для включения в перечни участков недр, пользования которыми может быть предоставлено на условии раздела продукции:

• градообразующий характер месторождения, прекращение разработки которого может повлечь за собой негативные социальные последствия;

• отсутствие финансовых и технических средств для освоения новых крупных месторождений, за счет которых обеспечивается необходимый уровень социального развития и космической безопасности Российской Федерации;

• необходимость привлечения специальных высокозатратных технологий для разработки трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях;

• необходимость привлечения дополнительных финансовых и технических средств для обеспечения экологической безо­пасности и охраны недр для разработки крупных месторожде­ний полезных ископаемых, расположенных на особо охраняе­мых природных территориях;

• необходимость обеспечения регионов собственным топ­ливно-энергетическим сырьем, создания новых рабочих мест, обеспечения благоприятных экономических условий в дота­ционных регионах, занятость населения в которых находится на низком уровне;

• наличие обязательств Российской Федерации по освоению

ресурсов недр на условиях СРП.

В Законе о СРП от 7 января 1999 г. содержится измененная редакция статьи 2, упрощающая порядок составления перечня уча­стков недр, право пользования которыми может быть предоставле­но на условиях раздела продукции. Такие перечни устанавливают­ся на основании решения Правительства Российской Федерации и решения органа государственной власти субъекта Российской Фе­дерации без утверждения федеральными законами, если указан­ные участки недр включают в себя следующие месторождения:

• с запасами нефти до 25 млн. т;

• с запасами газа до 250 млрд. м;

• с запасами коренного золота до 50 т;

• с запасами россыпного золота до 1 т;

• иных полезных ископаемых, не относящихся к стратегиче­ским и не являющихся валютными ценностями.

Это означает, что, например, месторождения угля или желез­ных руд могут быть включены в перечень месторождений, разра­батываемых на условиях СРП по вышеописанной упрощенной процедуре без принятия соответствующих федеральных законов.

Новая редакция Закона вводит ограничение на объем запасов полезных ископаемых, которые разрешается разрабатывать на ус­ловиях СРП - не более 30 % разведанных и учтенных Государст­венным балансом запасов полезных ископаемых.

В пункте 7 статьи 2 Закона установлено, что «соглашения, за­ключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения настоящего Федерального закона' применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ог­раничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями». Эта так называемая «де­душкина оговорка» касается трех проектов, реализуемых в рамках СРП (в том числе, Сахалин-1 и Сахалин-2), соглашения по ко­торым были подписаны ранее до вступления в силу Закона о СРП в редакции 1995 г., в том числе и налогового режима по отноше­нию к данным предприятиям.

В соответствии с Законом РФ «О соглашениях о разделе про­дукции» сторонами, заключающими соглашение о разделе про­дукции, являются:

Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ (или уполномоченный им орган), на территории которого расположен участок недр, предоставляемый в пользование;

инвесторы (граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица, объединения юридических лиц), осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества или имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях«соглашения.

Соглашения, как правило, заключаются государством с побе­дителем конкурса или аукциона не позднее чем через год со дня объявления результатов конкурса или аукциона. В отдельных слу­чаях по совместному решению Правительства РФ и органов ис­полнительной власти соответствующего субъекта РФ соглашения, могут заключаться без проведения конкурсов или аукционов. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляются комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию c органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

При выполнении работ по соглашению инвестором должны соблюдаться требования законодательства РФ, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безо­пасному ведению работ, рациональному использованию минеральных ресурсов и охране недр, охране здоровья населения. Кро­ме того, соглашением предусматриваются следующие обязательст­ва инвестора:

• предоставлять российским юридическим лицам преимуще­ственное право на участие в работах по соглашению в качест­ве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином каче­стве на основании договоров (контрактов) с инвесторами;

• осуществлять меры по предотвращению влияния проводи­мых работ на окружающую среду и ликвидировать последст­вия такого влияния;

• страховать ответственность по возмещению ущерба в слу­чае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окру­жающую среду;

• ликвидировать после завершения работ по соглашению все сооружения, установки и иное имущество, а также провести очистку от загрязнения территории, на которой проводились работы по соглашению;

• привлекать работников - граждан Российской Федерации, количество которых должно составлять не менее чем 80 % со­става всех привлеченных работников, привлекать иностран­ных рабочих и специалистов только на начальных этапах ра­бот по соглашению или при отсутствии рабочих и специали­стов - граждан Российской Федерации соответствующих квалификаций;

• размещать заказы на изготовление оборудования, техниче­ских средств и материалов, необходимых для геологического изучения, добычи и первичной переработки полезных иско­паемых, в объеме не менее чем 70 % от общей стоимости та­ких заказов между российскими юридическими лицами или иностранными юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации. Важнейшими статьями Закона РФ «О соглашениях о разделе продукции» являются статьи 8 и 9, в которых определяются усло­вия раздела произведенной продукции между государством и инве­стором и закрепляется право инвестора на произведенную про­дукцию Закрепленная Законом процедура раздела продукции пре­дусматривает:

• определение общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

• определение части произведенной продукции (в том числе, ее предельного уровня), которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению. Эта часть продукции называется компенсационной продукцией. При этом состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется со­глашением в соответствии с законодательством РФ;

• раздел между государством и инвестором прибыльной про­дукции, под которой понимается произведенная продукция за вычетом части этой продукции, используемой для уплаты платежей за пользование недрами в соответствии с положе­ниями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», и компенсационной продукции;» передача государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

• получение инвестором произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения.

Схема распределения произведенной продукции и выплаты налоговых платежей приведена на рис. 10.2.

Закрепленное Законом право собственности инвестора на произведенную продукцию предусматривает следующее.

Компенсационная продукция, а также часть прибыльной продукции, являющаяся в соответствии с условиями соглашения долей инвестора, принадлежат инвестору на праве собственности. Эта продукция может быть вывезена с таможенной территории РФ на условиях и в порядке, которые определены этим соглашением, без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О государственном ре­гулировании внешнеторговой деятельности». Имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения работ по соглашению, также является собственностью инвестора, если иное не предусмотрено соглашением. Одна­ко вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации, а также образцы горных пород, в том числе керн, пласто­вые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат государству на праве собст­венности. При соблюдении условий конфиденциальности, преду­смотренных соглашением, инвестор имеет право свободно и без­возмездно пользоваться указанными информацией, данными и об­разцами в целях выполнения работ по соглашению. Инвестор име­ет также право на:

• свободный доступ (на договорной основе) к объектам тру­бопроводного транспорта;

Рис.10.2.

• свободное использование (на договорной основе) объектов трубопроводного и иных видов транспорта, а также объектов по хранению и переработке минерального сырья;

• сооружение объектов по хранению, переработке и транс­портировке минерального сырья;

• передачу с согласия государства полностью или частично своих прав и обязанностей по соглашению любому юридиче­скому или физическому лицу;

• использование с согласия государства принадлежащих ему имущества и имущественных прав в качестве залога для обеспечения своих обязательств, заключаемых в связи с исполне­нием соглашения.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О согла­шениях о разделе продукции» инвестор имеет определенные права и обязанности при уплате налогов и внесении платежей при ис­полнении соглашения:

1. Инвестор в течение срока действия соглашения обязан уп­лачивать государству:

• налог на прибыль, объектом обложения является стоимость части прибыльной продукции, определенная в соответствии с соглашением и принадлежащая инвестору;

• плату за пользование недрами, включающую: разовые пла­тежи (бонусы) при заключении соглашения или при достиже­нии определенных результатов, оговоренных соглашением; ежегодные платежи (ренталс) за проведение поисковых и раз­ведочных работ; регулярные платежи (роялти), установленные в процентном отношении от объема добычи минерального сы­рья или от стоимости произведенной продукции;

• платежи за пользование землей и другими природными ре­сурсами в соответствии с законодательством РФ;

• платежи по социальному и медицинскому страхованию ра­ботников инвестора - граждан РФ в соответствии с законо­дательством РФ;

• платежи в Государственный фонд занятости населения РФ и в

Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством РФ.

2. Инвестор в течение срока действия соглашения освобожда­ется от взимания налогов, сборов акцизов и иных обязательных платежей (за исключением указанных в п. 1), предусмотренных за­конодательством РФ. В случае, если законами и иными норматив­ными актами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от взимания налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюд­жеты субъектов РФ и местные бюджеты, часть прибыльной про­дукции, являющаяся долей инвестора в соответствии с условиями соглашения, подлежит увеличению за счет соответствующего умень­шения доли государства на величину, эквивалентную сумме пла­тежей, внесенных инвестором в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Государство гарантирует инвестору защиту имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением.

На инвестора не распространяется действие норма­тивных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и правовых актов органов местного самоуправления, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглаше­нием (за исключением предписаний соответствующих органов надзора). Государство и инвестор несут ответственность за неис­полнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по со­глашению в соответствии с нормами гражданского законодатель­ства РФ. Споры между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью соглашений, разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде, в ар­битражном суде или в третейском суде (в том числе, в междуна­родных арбитражных институтах).

Очень важной для инвестора является новая редакция статьи 26 Закона РФ «О недрах», в которой установлено, что консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружении, связанных с пользованием недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции, осуществляется за счет средств создаваемого инвесто­ром ликвидационного фонда. Положение о формировании и ис­пользовании такого фонда было утверждено Постановлением Пра­вительства Российской Федерации 8 июля 1999 г. № 741. Этим По­становлением было определено, что фонд создается по каждому соглашению о разделе продукции с целью накопления финансовых средств, необходимых для осуществления работ по консервации и ликвидации горных выработок и всех видов скважин, по демонта­жу оборудования и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, а также для рекультивации территории, использованной при проведении работ по соглашению.

Фонд создается за счет ежеквартальных отчислений, осущест­вляемых инвестором с даты начала промышленной добычи про­порционально объемам добытого минерального сырья. Работы по ликвидации считаются завершенными после подписания акта приема-передачи государству территории, предусмотренной соглашением о разделе продукции. Распорядителем средств фонда является уполномоченный государственный орган.

В соответствии со статьей 19 (пункт 3) Закона о СРП Прави­тельство Российской Федерации представляет в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации одновременно с проектом Федерального закона о Федеральном бюджете на соот­ветствующий год доклад об итогах работы по реализации согла­шений о разделе продукции. Указанный доклад направляется в Счетную палату Российской Федерации и рассматривается Госу­дарственной думой Федерального собрания Российской Федерации только по представлению Счетной палатой Российской Федерации своего заключения.

Как отмечалось выше, принятие в 1999 г. Федеральных зако­нов «О внесении изменений и дополнении в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» и «О внесении в законода­тельные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» позволили существенно усовершенствовать правовую основу пользования недрами на условиях соглашений о разделе продукции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: