Правовое регулирование освоения минеральных ресурсов глубоководного морского дна

В первой половине 60-х годов накопленные в результате ис­следований глубоководного морского дна знания позволили пере­вести в практическую плоскость еще недавно казавшуюся нереаль­ной проблему освоения содержащихся там минеральных ресурсов и, в частности, месторождений железомарганцевых конкреций. Эти конкреции представляют собой рассыпанные по поверхности дна естественные образования, содержащие более 30 минералов (в том числе никель, марганец, кобальт и медь) в промышленных концен­трациях. Месторождения железомарганцевых конкреций располо­жены в основном на плато Кларион на глубине 4,5 км и более, а также в других регионах.

Правовое регулирование освоения минеральных ресурсов глубо­ководного морского дна и его недр на участках, расположенных за пределами национальной юрисдикции, имеет свои особенности и ба­зируется на Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г.

Согласно этой Конвенции минеральные ресурсы такого участ­ка, называемого Районом, являются общим наследием человечества, и ни одно государство не может претендовать на суверенитет иди суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть (статьи 136 и 137).

Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечест­ву, от имени которого действует Международный орган по мор­скому дну (Орган), осуществляющий международное управление деятельностью по освоению минеральных ресурсов Района. Госу­дарство, согласившееся на обязательность для него данной Кон­венции и для которого данная Конвенция находится в силе, счита­ется государством-участником.

Орган принимает меры для получения технологии и научных знаний, связанных с деятельностью в Районе, и содействия переда­че развивающимся государствам такой технологии и научных зна­ний и поощрения ее с тем, чтобы все государства-участники полу­чали от этого выгоду (статья 144).

Орган принимает и единообразно применяет нормы, правила и процедуры по следующим вопросам, касающихся поиска, разведки и разработки (обобщенное название операции) ресурсов Района:

· размеры участка Района;

· продолжительность операций;

· требования к производству работ;

· категория ресурсов;

· отказ от производства операций;

· доклады о ходе работ и предоставление данных;

· инспектирование операций и наблюдение за ними;

· защита морской среды;

· передача прав и обязательств;

· передача технологии развивающимся государствам;

· техника безопасности;

· определение промышленного производства;

· финансовые вопросы.

В соответствии с Конвенцией (статья 158) Орган учреждает Предприятие, которое непосредственно осуществляет деятельность в Районе, а также транспортировку, переработку и сбыт полезных ископаемых, добытых в Районе.

Поиск, разведка и разработка минеральных ресурсов Района могут проводиться непосредственно государством-участником, го­сударственным предприятием либо, если государство-участник по­ручилось за них, физическими или юридическими лицами, имею­щими гражданство государства-участника или находящимися под эффективным контролем такого государства или его граждан.

Для получения права на поиск, разведку и разработку мине­ральных ресурсов Района Предприятие, государство-участник и другие субъекты представляют в Орган соответствующие заявки.

Поиск проводится лишь после получения Органом удовлетво­рительного письменного обязательства о том, что предполагаемый | изыскатель будет соблюдать данную Конвенцию и соответствую­щие нормы, правила и процедуры, установленные Органом и со­гласен на проведение Органом проверки их соблюдения. Поиск не предоставляет изыскателю каких-либо прав в отношении ресурсов.

Разведка и разработка минеральных ресурсов Района осуществляется только на тех участках, которые указаны в планах работы, утвержденных Органом (приложение 3, статья 3 Конвенции). Этот i предоставляет производителю работ в соответствии с нормами правилами и процедурами Органа исключительное право на; или разработку (или на обе стадии одновременно) конкретных категорий ресурсов на определенном участке Района.

Каждый план работы, представленный заявителем, после его утверждения Органом, принимает форму контракта, который за­ключается между Органом и заявителем (заявителями).

Финансовые условия контракта включают:

· уплату заявителем (контрактором) сбора в размере 500 тыс. долл. США на покрытие административных расходов, связанных с рассмотрением заявок на утверждение плана работы;

· уплату контрактором годового фиксированного сбора в разме­ре 1 млн долл. США со дня вступления контракта в силу;

· ежегодную уплату контрактором сбора за производство или общей суммы сбора за производство и доли чистых поступлений, т. е. произведения чистых поступлений от разработки на соотно­шение между расходами по освоению в горно-рудном секторе и всеми расходами контрактора по освоению.

В случае спора между Органом и контрактором по финансовым ус­ловиям он выносится на коммерческое арбитражное разбирательство.

Президент РФ своим Указом от 17.1.97 № 11 одобрил концеп­цию Федеральной целевой программы «Мировой океан». Реализа­ция этой Программы должна способствовать промышленному ос­воению минеральных ресурсов океана, решению задачи обеспече­ния экономики РФ дефицитными видами сырья, прежде всего, марганцем и кобальтом, и сохранению невосполнимых ресурсов для будущих поколений.

Многие аспекты правового регулирования освоения мине­ральных ресурсов глубоководного морского дна, по мнению экс­пертов, нуждаются в дальнейшей разработке, согласовании и адек­ватном юридическом закреплении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: