Введение

ПСИХОЛОГИЯ – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Учебное пособие

Пермь 2010


УДК 159.9

ББК 88.4

П 90

  П 90 Авторы: А.Ю. Бергфельд; А.Е. Деменева; А.Г. Исмагилова; С.В. Томилина; Е.В. Шевкова; Н.Н. Яровая Под общей редакцией Е.В. Левченко Психология –педагогической практике:учебное пособие/ кол. авт.; под. общ. ред. Е.В. Левченко; Перм. гос. ун-т. — Пермь, 2010. — 172 с.

ISBN 978-5-7944-1591-9

Рассматриваются вопросы психологического сопровождения педагогической практики студентов. Приводятся рекомендации по психологическому анализу урока, составлению психологических характеристик учащегося и малой группы (класса, студенческой группы), психодиагностическому обследованию учащихся, профилактике и разрешению конфликтных ситуаций в педагогической деятельности.

Пособие предназначено для студентов, проходящих педагогическую практику в средних и высших учебных заведениях.

УДК 159.9

ББК 88.4

Рецензенты: д-р психол. наук, проф. Пермского государственного института искусства и культуры А.И. Щебетенко; кафедра практической психологии Вятского государственного гуманитарного университета

Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Пермского государственного университета

ISBN 978-5-7944-1591-9 © Пермский государственный университет, 2010

Введение

Педагогическая практика студентов Пермского государственного университета является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цели и объем практики устанавливаются в соответствии с государственными образовательными стандартами по специальностям высшего профессионального образования. Педагогическая практика организуется согласно учебным планам факультетов. Содержание, формы и сроки практики определяются соответствующими кафедрами и утверждаются ректором университета.

Любая педагогическая практика, включая отдельные «воспитательные акты» конкретного педагога, опирается на те или иные психологические взгляды разной степени оформленности и осознанности. Е.А. Климов считает, что подготовленность студента в области психологии – это, прежде всего, ясные представления о специфике психической реальности, сопровождаемые положительным эмоциональным тоном, связанные с ненасыщаемым интересом к ней и готовностью напрямую контактировать с ней в межличностном общении [2].

Основной целью педагогической практики являются знакомство студентов со структурой и содержанием работы педагога в системе среднего и высшего образования, выработка у них психолого-педагогических умений и навыков, т.е. развитие профессиональной компетентности в педагогической деятельности.

По мнению А.К. Марковой, можно выделить четыре вида профессиональной компетентности.

1. Специальная, или деятельностная, профкомпетентность определяет владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе посредствам приемов, с помощью профессионального общения.

3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Кроме того, относится способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4. Индивидуальная профкомпетентность выражается во владении приемами саморегуляции, готовности к профессиональному росту, неподверженности профессиональному старению, наличии устойчивой профессиональной мотивации.

В процессе педагогической практики студент должен освоить следующие компетенции в педагогической деятельности:

1. Способность и готовность к изучению особенностей личности учащегося, психических процессов и их поведенческих проявлений. Эта компетенция проявляется в следующих знаниях, умениях и навыках:

- знать общепсихологические закономерности функционирования и развития свойств личности и психических процессов;

- знать специфику наблюдения как метода психологического исследования;

- уметь соотносить поведенческую реакцию с определенным психическим явлением (свойством, процессом, состоянием);

- уметь интерпретировать данные наблюдений и разрабатывать психолого-педагогические рекомендации субъектам педагогического процесса;

- владеть навыками составления психологической характеристики учащегося.

2. Способность и готовность к самоанализу в педагогической деятельности. Эта компетенция обнаруживается в следующих знаниях, умениях и навыках:

- знать теоретические модели психологического анализа урока;

- уметь создавать оптимальные условия для развития личности учащегося;

- уметь рефлексировать содержание, способы и приемы организации процесса обучения;

- уметь конструктивно взаимодействовать с учебной группой;

- уметь использовать формализованное наблюдение для анализа психологической стороны учебного процесса в связи с обучающими, воспитательными и развивающими задачами отдельного урока;

- владеть навыками планирования педагогической деятельности;

- владеть навыками проведения психологического анализа урока.

3. Способность и готовность к анализу способов взаимодействия в учебной группе. Эта компетенция предполагает следующие знания, умения и навыки:

- знать основные категории социально-психологических явлений, характеризующих психологию малой группы;

- знать методы психодиагностики малой группы;

- уметь составлять социально-психологическую характеристику малой группы;

- владеть навыками психодиагностики малой группы;

- владеть навыками адекватного применения диагностического инструментария в процессе изучения психологии малой группы.

В зависимости от периода продолжительности и вида педагогической практики (школьная/вузовская) варьируются и задания, которые должен выполнить студент. В содержании пособия приводятся следующие виды заданий:

психологическая характеристика учащегося;

психологическая характеристика малой группы (школьного класса, студенческой группы);

психологический анализ урока;

психологическое обследование учащегося или малой группы.

Виды заданий и их количество определяет руководитель, преподаватель психологии кафедры общей и клинической психологии в зависимости от целей и продолжительности педагогической практики, определенных Стандартом высшего профессионального образования РФ по конкретной специальности (направлению). Он принимает участие в планировании и организации педагогической практики, в установочных и итоговых конференциях в университете. Кроме того, преподаватель психологии еженедельно проводит консультации по вопросам практического применения психологических знаний в профессионально-педагогической деятельности студентов, анализирует и оценивает отчетную документацию студентов, вносит предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов.

В пособии приведены рекомендации по предупреждению и разрешению напряженных и конфликтных педагогических ситуаций, а также по применению приемов саморегуляции состояний напряженности в педагогической деятельности студента-практиканта.

Пособие завершается глоссарием, а также списком справочной литературы и Интернет-источников.

Общая редакция учебного пособия осуществлялась под руководством Е.В.Левченко. Введение подготовлено А.Ю.Бергфельд и Н.Н.Яровой. Раздел 1. Психологическая характеристика ученика написан А.Ю.Бергфельд и Е.В.Шевковой. Раздел 2. Психологическая характеристика малой группы (школьного класса, студенческой группы) подготовлен Е.В.Левченко. Раздел 3. Психологический анализ урока разработан А.Ю.Бергфельд, С.В.Томилиной. Раздел 4. Психологическое обследование учащегося и малой группы (школьного класса, студенческой группы) составлен А.Г.Исмагиловой. Раздел 5. В помощь студенту: педагогическое общение в напряженных ситуациях написан Е.В.Шевковой. Глоссарий и список справочной литературы отредактированы и дополнены А.Е.Деменевой.

Список использованной литературы

1. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.:

Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

2. Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам? // Вопросы психологии. 1998. № 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: