Чем выше суммарный балл, тем выше исследуемый показатель.
1. Шкала значимости учебного предмета для собственно профессиональной подготовки будущего специалиста(ПП) включает 10 пунктов.
Высокий балл по этой шкале свидетельствует о том, что изучаемый предмет воспринимается студентом как имеющий большое значение для его профессиональной подготовки. Содержание учебного предмета, выполняемые задания, развиваемые способности имеют, по мнению студента, непосредственное отношение к получаемой профессии. Учебный предмет не только отражает ту или иную область научного знания, но и позволяет студенту узнать много важного для своей будущей профессии. В этом случае – особенно при высокой профессиональной направленности – студента не пугают трудности в изучении данного предмета, так как он понимает, что это важно для его профессиональной подготовки и составляет основу профессиональной компетентности. В ситуации низкой профессиональной направленности те знания, умения и навыки, которые будущий специалист приобретает на занятиях по этому предмету, могут явиться объективной основой для его последующего включения в реальную профессиональную деятельность.
|
|
Низкий балл по шкале свидетельствует о том, что изучаемый предмет воспринимается студентом как не имеющий никакого отношения ни к предметному, ни к социальному содержанию будущей профессии. В этом случае значимость изучаемого предмета для него может состоять в получении общего развития, расширении кругозора, а также в том, чтобы продемонстрировать свои знания преподавателю, получить нужную оценку. В результате собственно профессиональная подготовка в изучении данного предмета отходит на второй план. Если предмет дается легко, то студент получает удовлетворение хотя бы от того, что может продемонстрировать свои знания и умения по предмету, получить хорошую оценку. Если в силу различных причин предмет дается студенту с трудом, то он вообще перестает видеть смысл в его изучении. Усвоение данного предмета в этом случае носит вынужденный характер, внутренне не принимается студентом и вызывает сопротивление. В результате он либо бессмысленно выполняет то, что от него требуется, либо, как может, защищается: списывает, обманывает, совсем не учит, надеясь на "авось".
2. Шкала значимости учебного предмета для развития профессиональной мотивации(ПМ) включает 8 пунктов.
Высокий балл по шкале свидетельствует о том, что на занятиях по данному предмету студент убеждается в правильности выбора будущей специальности, изучаемый предмет вызывает у него интерес к профессии, желание работать по избранной специальности, применять знания в будущей работе. Уже в процессе учебы он получает удовлетворение от того, что может проявить себя в роли специалиста. Возникает уверенность, что в будущем он сможет достичь успехов в избранной профессии, что также является высоким мотивирующим фактором профессионального образования.
|
|
Низкий балл – показатель того, что на занятиях по данному предмету у студента исчезает интерес к будущей профессии, он не видит перспективы, возникает сожаление о выбранном пути, особенно при изучении предметов, которые с трудом даются ему, или когда он изначально не имеет четкой профессиональной направленности.
Приложение 10