Субъекты и объекты педагогического процесса являются педагог и ребенок, образуя динамичную систему «педагог-ребенок» при ведущей роли педагога.
Содержание педагогического процесса тщательно отбирается, подвергается педагогическому анализу. Обобщается, оценивается с позиций мировоззрения, приводится в соответствие с возрастными возможностями детей. В содержание педагогического процесса входят основы опыта человека в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры.
Организационно-управленческий комплекс. Его ядром являются формы и методы воспитания и обучения.
Педагогическая диагностика – установление с помощью специальных методик состояния его «здоровья» и жизнеспособности как в целом, так и отдельных его частей. К способам и методам диагностики относятся: проверка знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятельности детей; их проявления в жизненных, особенно экстремальных ситуациях, фиксация нравственных выборов, поступков, поведения; результаты самостоятельной продуктивной работы.
|
|
Критерии эффективности педагогического процесса. В их состав входят оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности.
Организация взаимодействия обучаемых с общественной и природной средой. Общественная жизнь – важнейший фактор воспитания. Педагогический процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему, не изолируется от жизни. Его цель в организации отношения к ней воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизации общественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, трудовых коллективов, неформальных объединений.
Педагогический процесс - есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:
ЦЕЛЬ - ПРИНЦИПЫ - СОДЕРЖАНИЕ – МЕТОДЫ – СРЕДСТВА - ФОРМЫ.
Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание - это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы - это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
|
|
Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур: педагогической, методической и психологической. Педпроцесс имеет свою методическую структуру. Для ее создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, методическая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксацию увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структура педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих двух структур педагогический процесс имеет еще более сложную структуру - психологическую:
1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации;
2)проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя;
3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.
Таким образом, в психологической структуре урока можно выделить три психологические подструктуры: 1 - познавательные процессы, 2 - мотивация учения, 3 - напряжение.
Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Процесс управления состоит из следующих компонентов:
-Постановка цели
-Информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся)
-Формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся
-Проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм)
-Реализация проекта
-Контроль за ходом выполнения
-Корректировка
-Подведение итогов.