Характеристика содержания подготовки специалистов

Содержание образования – научно обоснованная система знаний, умений и навыков, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, опыта творческой деятельности, овладение которой обеспечивает разносторонне развитие личности.

Содержание воспитания – совокупность действий и взаимовлияния учителя и ученика в процессе воспитания, опосредуемых его целями, задачами и мотивами.

Содержание обучения во всех учебных заведениях определяется учебными планами.

Содержание учебного материала определяется Государственным стандартом профессионального образования и рабочей учебной программой. Структурирование отработанного содержания обучения осуществляется посредством блочно-модульного подхода. Блочно-модульный подход позволяет выделить конкретный «носитель» содержания обучения, с помощью которого обеспечивается гибкость системы профессионального образования, настраиваемость ее на адаптивность к изменяющемся социально-экономическим условиям.

Использование блочно-модульного подхода при структурировании содержания обучения предполагает, что результаты анализа и разработки содержания профессионального обучения на каждом слое группируются и оформляются в виде содержательно и функционально завершенных структурных элементов содержания – блоков и модулей, реализующих одну или несколько целей обучения.

Анализ содержания в конкретном направлении начинается с профессий начального профессионального образования в качестве базового.

В общем виде содержание профессионального образования включает общепрофессиональную и профессиональную подготовку.

Общеобразовательная подготовка представлена гуманитарным и естественнонаучным блоками.

Содержание блоков профессиональной подготовки.

Блок Содержание
Общетехнический Учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения, характерный для группы отраслей.
Отраслевой Учебный материал, раскрывающий общетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли, место профессии в системе разделения труда, сложившегося в отрасли, краткое знакомство с ведущими трудовыми функциями других профессий отрасли, сведения об охране труда на производстве, экологии производства и прочие.
Общепрофессиональный Теоретический и практический учебный материал, являющийся интеграционной основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли или на межотраслевом уровне.
Профессиональный Основной в обучении. Учебный материал, лежащий в основе освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне.
В большинстве случаев профессиональное образование ориентируется на подготовку рабочих широкого профиля, предусматривающую ряд специализаций по профессии. В этом случае профессиональный блок охватывает только то содержание обучения, которое является основой для интеграции специальностей в профессию, а содержание, специфичное для отдельных специальностей, описывается специальными блоками.
Специальный Теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации или на средний уровень квалификации в соответствии с типовыми квалификационными характеристиками Минтруда РФ.
Общеспециальный (разновидность специального) Выделяется в том случае, если профессия включает разветвленную сеть специальностей, охватывающих широкое техноко-технологическое поле, и значительно различающихся по содержанию труда.
Существуют другие достаточно универсальные и функционально обособленные подсистемы содержания профессионального образования. Целесообразно расширить указанную выше типологию за счет четырех типов блоков, относящихся к дополнительным блокам.
Блоки перепрофилирования Позволяют на основе имеющейся профессии (специальности) получить новую, часто с переходом в другую сферу экономики.
Повышенного профессионального образования Связан с двухступенчатой системой подготовки кадров, когда на второй ступени ставится задача довести уровень общетехнической и отраслевой подготовки до уровня среднего профессионального образования, что позволяет выпускникам, наряду с дипломом профессионального училища, получить диплом техника.
Бизнес-блоки Изучение обеспечивает благоприятные условия для вхождения людей в рынок, так как многие профессии предполагают возможность как работы по найму, так и организации самостоятельного дела.
Опережающей профессиональной подготовки Сведения о новейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной профессии, значительно отличающихся от среднего уровня по стране. Может служить основой для подготовки профессионально мобилных рабочих и специалистов, способных освоить работу в новейшей технико-технологической среде.

Блоки являются основными структурными элементами, с помощью которых формируется содержание обучения. В тоже время, при необходимости они могут делиться на модули (базовый и дополнительный).

Развитие содержания воспитания и обучения в истории педагогики.

Имена Даты Идеи
Демокрит 460-370 гг. до н.э. Обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание (афоризмы)
Сократ Платон Аристотель 469-399 гг. до н.э. 427-347 гг. до н.э. 384-322 гг. до н.э. В трудах глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.
Марк Квинтилиан 36-96 гг. «Образование оратора» - долгое время основная книга по педагогике.
Тертуллиан Августин 160-222 гг. 354-430 гг. Обширные педагогические трактаты
Э. Роттердамский Ф. Рабле М. Монтень 1466-1536 гг. 1494-1553 гг. 1533-1592 гг. Гуманистическое направление в педагогике. Лозунг «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо».
Я.А. Коменский 1592-1670 гг. Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему. Создал научную педагогическую систему, труд «Великая дидактика», основоположник классно-урочной системы обучения
Дж. Локк 1632-1704 гг. Система воспитания «джентльмена» - физическое и нравственное воспитание, формирование «дисциплины тела» и «дисциплины духа».
Ж.Ж. Руссо 1712-1778 гг. Теория естественного воспитания – в соответствии с природой человека, не мешая его естественному и свободному развитию. Учет возрастных особенностей.
И.-Г. Песталоцци 1746-1827 гг. Цель воспитания – саморазвитие природных сил, способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика человека. «Теория элементарного образования».
К.Д. Ушинский 1824-1870 гг. Основоположник русской педагогической науки и народной школы в России. Труды: «Человек как предмет воспитания», «Руководство к родному слову», принципы: народности, самобытности русской педагогической науки, воспитание в труде. В области содержания образования настаивал оставлять в учебниках только действительно полезное для человека.
А.С. Макаренко 1888-1936 гг. Выдвинул основные принципы создания и педагогического руководство детским коллективом, разработал методику трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины. Принцип гуманизма.
В.А. Сухомлинский 1918-1970 гг. Исследовал моральные проблемы молодежи. Труды «Сердце отдаю детям», «Верьте в человека», «Руководство учебно-воспитательной работой в школе» и др.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: