Основные аспекты конкретизации сторон подготовки спортсменов

Общая цель, на реализацию которой направлена подготовка спортсмена, лишь в том случае приобретает практически конструктивное значение, если обеспечивается ее последовательная конкретизация в виде индивидуализированных целей и входящих в них относительно частных задач на основе знаний закономерностей спортивного совершенствования, соотносимых с фактически складывающимися условиями реализации целей. В качестве основных аспектов конкретизации надо предусматривать следующие.

1. Аспекты, вытекающие из индивидуальной предрасположенности, спортивной специализации и общей жизненной ориентации. Понятно, что цели и детализирующие их задачи в процессе подготовки спортсмена необходимо конкретизировать применительно к данным исходной диагностики индивидуальной спортивной предрасположенности, к направлению спортивной специализации, избираемому с их учетом и в зависимости от систематичности оцениваемой динамики индивидуальной спортивной подготовленности. Когда же к исходу первой стадии многолетней спортивной деятельности появляются достаточные основания судить об индивидуальных перспективах спортивных достижений и с учетом этого определяется оправданное место спорта в индивидуальном образе жизни спортсмена, конкретные цели в подготовке различных контингентов спортсменов обычно значительно дифференцируются в зависимости от того, выходят ли они в сферу спорта высших достижений или ограничивают свою спортивную деятельность рамками общедоступного, ординарного спорта.

До этого разграничения подготовительные цели всех приобщенных к спорту хотя и отличаются индивидуально в той или иной мере, по сути должны сходиться в главном - в нацеленности на создание и оптимизацию предпосылок будущих достижений путем обеспечения общего подъема уровня функциональных возможностей организма, наиболее всестороннего выявления и развития индивидуальных способностей, формирования и совершенствования богатого индивидуального фонда спортивных умений и навыков. В дальнейшем в зависимости от фактически выявляющихся индивидуальных спортивно-достиженческих возможностей, других причин и обстоятельств цели различных категорий спортсменов по их конкретной ориентированности на уровень спортивных результатов становятся все более неоднозначными. Остающиеся в сфере общедоступного спорта, несмотря на то что они могут иметь сравнительно высокий уровень спортивных притязаний в Небезразличных для них состязаниях, так или иначе осознают отдаленность демонстрируемых ими результатов от абсолютных спортивных достижений и раньше или позже вносят определенные ограничения как в соревновательные установки, так и в цели, фактически реализуемые в процессе спортивной подготовки. Спортсмены же, оказывающиеся в сфере спорта высших достижений, нацеливаются и в спортивной подготовке на предельную реализацию своих достиженческих возможностей на уровне, соизмеримом с абсолютными достижениями, соответственно концентрируясь в ней на том, что более всего способствует реализации такой цели.

2. Конкретизация целей во времени (в зависимости от времени их реализации, возраста, тренировочного и соревновательного стажа спортсмена). Разумеется, никакая цель не может быть реализована за время, объективно недостаточное для ее реализации. Отсюда и в спортивной подготовке при постановке целей необходимо так соотнести их со временем выполнения и так конкретизировать их, подразделив на парциальные (частичные) цели, задачи, чтобы выполнение их оказалось реально возможным в предусмотренные сроки. Для того же, чтобы осуществить такую конкретизацию, нужно располагать объективными данными хотя бы об их усредненных сроках, необходимых для реализации целей и задач, типичных в спортивной подготовке. По отношению к протяженности этих сроков цели и задачи логично подразделять на долгосрочные (условно к ним можно отнести те, для реализации которых требуются многомесячные, годичные и более протяженные сроки), среднесрочные (реализуемые на протяжении месячных и близких к ним сроков) и краткосрочные (выполняемые в недельные, близкие к ним сроки и в отдельных занятиях).

Известно, что чем больше продолжительность предусматриваемого этапа или стадии подготовки, в расчете на который ставится общая цель, тем меньше вероятность, что подробно намеченные показатели достижения цели совпадут во всех деталях с действительными, то есть с теми, которые будут реально достигнуты со временем. Поэтому при постановке долгосрочных спортивно-подготовительных целей излишне сразу же детализировать их. Нужная степень конкретизации их достигается по ходу развертывания подготовки последовательным уточнением и детализацией общей цели в среднесрочных и краткосрочных целях, задачах с опорой на материалы систематического контроля за ходом и результатами подготовки.

Время выполнения долговременных спортивно-подготовительных целей обусловлено многими факторами. Основными из них являются:

- степень трудностей, с которыми сопряжено выполнение целей;

- закономерности возрастного формирования, созревания и последующего развития индивида и индивидуальные особенности его развития (в частности, особенности динамики сенсетивных периодов развития его физических качеств и связанных с ними способностей);

- спортивный стаж, характер индивидуально складывающейся системы спортивной подготовки и участия в соревнованиях, совокупность социальных условий, существенно влияющих на спортивную деятельность.

В силу столь множественной обусловленности времени выполнения дальних целей было бы крайне опрометчиво устанавливать некие стандартные, одинаковые для всех сроки их реализации. Можно, однако, принимать в расчет как примерные ориентиры имеющиеся обобщенные данные, помогающие составить представление о временных параметрах спортивной подготовки (об усредненных сроках подготовки к выполнению разрядных нормативов единой спортивной классификации, о возрасте и стаже, благоприятных для спортивных достижений, о продолжительности времени, необходимого для существенного повышения уровня развития тех или иных двигательных способностей, и т. д.), внося в них, конечно, индивидуализированные поправки на основе регулярного контроля за развертыванием процесса подготовки и динамикой подготовленности конкретного спортсмена.

Одним из ориентиров могут служить приводимые ниже сведения о примерной длительности крупных этапов многолетней спортивной деятельности, составляющие в совокупности три ее последовательные стадии, с наступлением которых долгосрочные подготовительные и соревновательные цели радикально изменяются.

3. Конкретизация целей по разделам (сторонам) подготовки спортсмена. Наряду с предыдущими аспектами конкретизации спортивно-подготовительных целей, важно иметь в виду при их постановке особенности различных слагаемых (частей, сторон) многогранного содержания подготовки спортсмена. С учетом преимущественной, относительно избирательной направленности воздействий, осуществляемых в ней для формирования, совершенствования, развития тех или иных качеств, способностей, умений и навыков спортсмена, принято подразделять цели по таким разделам, как физическая, техническая, тактическая и психическая подготовка. В свою очередь, все они подразделяются по отношению к спортивной специализации на общую и специальную подготовку с соответствующей дифференцировкой подготовительных целей.

Такое расчленение фактически целостного процесса подготовки спортсмена имеет, конечно, в значительной мере искусственно-условный характер, но не лишено смысла. Дело в том, что при всем единстве ее слагаемых они, как будет показано в дальнейшем, не тождественны.

Конкретность постановки целей во многом зависит и от того, насколько удается выразить их в объективно измеряемых количественных показателях реализации. Возможность сделать это при постановке спортивно-подготовительных целей в ряде отношений довольно велика, чему способствуют принятые объективизированные критерии спортивных результатов, сложившиеся методы спортивной диагностики и совершенствуемые способы прогнозирования и моделирования значительного числа параметров, существенных для количественного уточнения намечаемых в спорте целей.

Опорой могут быть, в частности, расчетные данные о многолетней динамике спортивных результатов, спортивно-тестовых показателей и сроках выполнения спортивно-квалификационных нормативов. Хотя по исходным результатам начинающего спортсмена нельзя достоверно судить, какими они станут через несколько лет, исчисленные в динамике с учетом известных закономерных тенденций их изменения в зависимости от спортивного стажа прогностические параметры спортивных показателей способны. Это значит, что для многолетней динамики индивидуальных спортивных результатов закономерным является наряду с возрастанием уровня достижений в течение ряда лет убывание величин прироста результатов по мере увеличения спортивного стажа, последующая стабилизация результатов, а затем и уменьшение их (когда начинают действовать ограничивающие уровень достижений возрастные и другие факторы). Применительно к данной закономерности и выведены указанные формулы. Однако они не позволяют вполне точно предвидеть конкретную индивидуальную динамику спортивных результатов. Причина заключается в том, что на их реальную динамику влияют в определенной мере не только общие закономерно действующие факторы (в первую очередь, кумулятивный эффект тренировочных воздействий и увеличение спортивного стажа), но и особенности индивидуального развития спортивных способностей, особенности фенотипической адаптации к реально складывающимся условиям спортивной деятельности, а также привходящие, непредусмотренно и случайно возникающие обстоятельства (в том числе отклонения в режиме жизни и тренировке, травмы и др.). Поэтому для реалистичного прогнозирования динамики индивидуальных спортивных результатов надо, наряду с упомянутыми вычислениями, принимать в расчет диапазон вероятных вариаций результата. Исследования, предпринятые в этом направлении, все ближе к действительности намечают диапазон таких вариаций с учетом этапов и условий многолетней спортивной деятельности [4].

Как установлено, траектория многолетней динамики индивидуальных спортивных результатов, если выразить критерий годичных изменений результатов у различных спортсменов и в разных видах спорта: все годичные изменения результатов у каждого спортсмена выражены в сопоставимых относительных величинах, которые получены путем вычисления разности между лучшими результатами, показанными спортсменом на различных этапах углубленной специализации, и деления полученных разностей на величину наибольшего годичного прироста его результатов в течение одного из первых двух-трех лет углубленной специализации. Отмечено, что резкий прирост результата в течение одного из первых годов после начала углубленной спортивной специализации во многих случаях бывает самым большим по сравнению с любым последующим годичным приростом результата у того же спортсмена. Во всех рассматриваемых случаях используемый способ обработки данных оказался довольно информативным.

Уже при первом ознакомлении с подготовкой спортсмена напрашивается мысль, что это - отнюдь не локальный и не односторонний процесс. Его суть и слагаемые можно и нужно анализировать с различных позиций, если это помогает понять смысл и закономерности происходящего в нем.

С общепедагогических позиций, системно упорядоченный процесс подготовки спортсмена предстает как долговременный процесс прикладно-специализированного обучения и воспитания. Это значит, что в ходе его, если этот процесс развертывается в условиях педагогического регулирования со стороны специалиста (наставника, тренера), происходит систематическая передача наставником и усвоение спортсменом определенных, необходимых в спорте знаний, обеспечивается формирование и совершенствование требующихся в сфере спорта умений и навыков наряду с воспитанием физических, волевых, нравственных и других качеств индивида, необходимых для прогрессирования в спорте. В этом отношении подготовку спортсмена правомерно характеризовать как педагогически направленный процесс, подчиненный общедидактическим и воспитательным закономерностям. Вместе с тем это есть процесс самообучения и самовоспитания спортсмена, причем тем в большей мере, чем богаче и совершеннее становится его собственный спортивно-подготовительный и соревновательный опыт, его знания, умения и, навыки, позволяющие самостоятельно реализовать цели спортивной деятельности [6].

Комплексная система подготовки спортсмена имеет своего рода «подсистемы», которые соотносятся с различными сферами использования неоднотипных (не только педагогических, но и других) средств, методов и условий достижения спортивных результатов. Рассматривая ее в этом аспекте, выделяют: систему тренировки, систему подготовительных соревнований и системное использование совокупности различного рода дополнительных факторов спортивной подготовки. Последние дополняют тренировку и соревнования через сопутствующие воздействия и помогают оптимизировать динамику состояний спортсмена в целом (как это достигается упорядочением общего режима его жизни применительно к требованиям спортивной деятельности, специализированным питанием и многими другими средствами, не сводящимися к тренировке и соревнованиям). Первостепенная роль в подготовке спортсмена принадлежит, конечно, спортивной тренировке как основной части и главной форме его подготовки. Именно от тренировки в решающей мере зависит становление, развитие и сохранение тренированности - важнейшего слагаемого спортивной подготовленности. Однако и при самом сосредоточенном развертывании спортивной тренировки - система подготовки спортсмена без отладки других ее подсистем неизбежно окажется дефектной.

Неодносторонность полноценной подготовки спортсмена выражается также в том, что в ней осуществляются воздействия на многие его качества (физические и психические), на основе развития которых вместе с обогащением спортсмена необходимыми для прогрессирования в спорте знаниями, умениями и навыками обеспечивается все то, что характеризует всестороннюю подготовленность к спортивным достижениям. В аспекте избирательно-направленного обеспечения основных слагаемых подготовленности спортсмена различают его физическую, психическую, техническую, тактическую подготовку, выделяют и другие разделы и подразделы его подготовки.

Это разграничение исходит из того, что для гарантирования всесторонней подготовленности спортсмена объективно необходимо не только однонаправленно, но и дифференцированно воздействовать на присущие каждому и не сводимые друг к другу физические и психические свойства, качества, способности, а также избирательно направлять формирование и совершенствование различных умений и навыков, от которых зависит становление и уровень спортивно-технического и тактического мастерства. Решение вытекающих отсюда неоднозначных задач по различным аспектам подготовки спортсмена отличается своими особенностями. Они выражаются, в частности, в особенностях выбора средств избирательно-направленного воздействия, особенностях методики их применения, регламентации различного рода воздействий и динамики их во времени. Это и является реальным основанием для различения названных разделов.

В подготовке спортсмена обоснованно различают и те разделы, которые называются общая и специальная подготовка. Выделяя их, имеют в виду, что определенные компоненты спортивной подготовки находятся не в одинаковом отношении к спортивной специализации и общему разностороннему развитию спортсмена. Термин «общая подготовка», если корректно истолковывать его в применении к подготовке спортсмена, означает в ней то, что не сводится к спортивной специализации и, тем не менее, создает и оптимизирует предпосылки прогрессирования спортсмена в избранном им виде спорта путем содействия общему подъему уровня функциональных возможностей спортсмена, его разностороннему развитию, обогащению знаниями, умениями и навыками, так или иначе способствующими совершенствованию. В отличие от этого, специальную подготовку спортсмена составляет, по сути, лишь то из комплексного содержания его подготовки, что имеет ближайшее отношение к предмету спортивной специализации, с нарастающей углубленностью адаптирует спортсмена к избранной соревновательной деятельности, тем самым специализирует его развитие в этом направлении. Отсюда возникают проблемы оптимального сбалансирования, регулирования соотношений и взаимодействий различных сторон подготовки спортсмена как в пределах ее этапов, так и в динамике [2].

Поступательная тенденция эволюции спорта выражается в непрекращающемся на всем протяжении его истории усовершенствовании и обновлении средств и методов подготовки спортсмена. Их состав в современной практике стал уже настолько широк и многообразен, что с трудом поддается обзору. Это не исключает того, что основными и специфическими среди них с самого зарождения системы спортивной подготовки остаются подготовительные упражнения. Многие другие средства и методы реализации спортивно-достиженческих возможностей используются в связи с подготовительными упражнениями, на их основе и как бы в дополнение к ним, в частности для усиления их действенности и в целом для оптимизации эффекта упражнений. Поэтому обзор средств и методов подготовки спортсмена следует начинать именно с подготовительных упражнений.

Упражнение как средство и метод

Упражнением в теории и методике спорта так же, как и в смежных прикладно-методических дисциплинах, принято называть регулярное воспроизведение целесообразных действий (выделено или в комплексе), упорядочиваемое по принципам достижения эффекта подготовительной деятельности.

Суть процесса и эффекта упражнения, включающего воспроизведение двигательных действий, подробно раскрыта в теории и методике физической культуры.

Совокупность упражнений, используемых в подготовке спортсмена, представляет собой то основное, из чего складывается комплекс специфических средств реализации предусматриваемых в ней задач, а методически отлаженные формы воспроизведения действий в упражнениях составляют главную часть арсенала практикуемых в ней методов. Таким образом, упражнения фигурируют здесь как бы в двойном значении: в качестве средств и в качестве методов подготовки.

Когда их рассматривают в качестве средств подготовки, то сосредоточивают внимание на предметно-содержательной основе действий, посредством которых формируют определенные умения, вырабатывают навыки, обеспечивают направленные воздействия на те, или иные способности, независимо от вариантов воспроизведения этих действий. Когда же речь идет о методах их воспроизведения (методах упражнения), то концентрируют внимание на том, как именно воспроизводятся действия, в каком конкретно порядке, режиме, регламенте. При этом учитывается, что одни и те же по виду действия могут давать далеко не один и тот же эффект в зависимости от особенностей методов их воспроизведения.

Известно, что полезный эффект упражнений возрастает в результате кумуляции (взаимоусиливающего соединения) их ближайших и следовых эффектов, то есть эффектов, возникающих по ходу каждого упражнения, и сохраняющихся, преобразуясь во времени, от предшествующих упражнений.

Градации и ведущая классификация упражнений как средств подготовки спортсмена

При систематизации массы упражнений, используемых в качестве средств подготовки спортсмена, важно учитывать ряд признаков, выражающих особенности содержания и форм упражнений, - вытекающую отсюда их принадлежность к различным разделам подготовки и особенности воздействия на процесс прогрессирования спортсмена в избранном виде спорта.

По характеру деятельностных факторов, определяющих особенности содержания действий, в числе подготовительных упражнений спортсмена следует различать физические и иные упражнения. Долгое время внимание в связи с этим сосредоточивалось почти исключительно на физических упражнениях. И это естественно: во всех видах спорта, соревновательная деятельность в которых является высокоактивной двигательной деятельностью, преобладающая масса подготовительных упражнений спортсмена складывается соответственно на материале двигательной деятельности, то есть представляет собой именно физические упражнения.

По отношению к сферам, разделам и подразделам подготовки спортсмена упражнения группируются в нескольких аспектах. Так, в аспекте самых общих градаций системы подготовки выделяются собственно тренировочные, подготовительно-соревновательные и восстановительные упражнения. Собственно тренировочные - это те упражнения, совокупность которых составляет деятельностную основу тренировочного процесса, являясь главными воздействующими факторами становления, развития и сохранения тренированности (в свою очередь, их можно подразделить по степени и направленности воздействия на развивающие и поддерживающие достигнутую тренированность). Подготовительно-соревновательные упражнения представляют собой воспроизведение действий в процессе состязаний, согласно установленным условиям соревнований, и вместе с тем применительно к условиям кумуляции эффекта упражнений. Роль особого метода упражнения они приобретают тогда, когда подготовительные состязания развертываются серийно с интервалами, позволяющими гарантировать кумуляцию эффекта соревновательной деятельности. Восстановительными упражнениями в подготовке спортсмена называют выполнение действий (двигательных и не только двигательных), регламентированное так, чтобы получить эффект активного отдыха, содействовать восстановлению работоспособности после утомительных тренировочных и соревновательных нагрузок, оптимизировать вызванные ими функциональные сдвиги, исключить перерастание кумулятивного эффекта тренировки в перетренированность [1].

При более детальном анализе состава подготовительных упражнений спортсмена их подразделяют в зависимости от особенностей форм и содержания действий, используемых в аспекте общей и специальной подготовки, выделяя соответственно общеподготовительные и специальноподготовителъные упражнения, а также по подразделам физической, технической, тактической и психической подготовки.

Естественно, что при такой градации упражнений в различных разделах и подразделах учитываются не одни и те же признаки. В частности, в рамках подразделов физической подготовки спортсмена упражнения подразделяются по признакам доминирующих требований, которые они предъявляют к физическим качествам спортсмена, что дает основание выделять силовые, скоростные, скоростно-силовые упражнения, требующие преимущественно выносливости* другие упражнения, отличающиеся своими требованиями к качественно определенным двигательным способностям. Кроме этих признаков, в иных подразделах спортивной подготовки первостепенное значение имеют те свойства упражнений, которые позволяют эффективно использовать их для реализации задач, отвечающих избирательной направленности спортивно-технической, тактической и психической подготовки, что находит свое отражение в соответствующих градациях подготовительных упражнений (подводящие и основные формы упражнений для разучивания и совершенствования спортивной техники, тактики и технико-тактических действий, упражнения с акцентированными требованиями к тем или иным психическим качествам спортсмена и т. д.).

Неоднозначность признаков, существенных для систематизации и практического использования подготовительных упражнений спортсмена, выдвигает вопрос: какой же признак брать в качестве определяющего, ведущего при комплексном выстраивании спортивной подготовки как целого? Таким признаком правомерно считать степень существенного сходства (близости) либо различия используемых подготовительных упражнений с целевой соревновательной деятельностью, по отношению к которой строится подготовка в пределах больших подготовительно-соревновательных циклов (типа годичных, полугодичных и аналогичных). Выбор этого признака диктуется самой сутью и логикой целостного развертывания процесса подготовки и соревнований в деятельности спортсмена. Если в каждом ее большом цикле преследуется цель подготовиться к демонстрации как можно более высокого спортивного результата и продемонстрировать его в основных соревнованиях цикла, причем непременно в главном соревновании, то, безусловно, необходимо ясно представлять, какие из выбираемых подготовительных упражнений в процессе развертывания подготовки будут по своему содержанию и формам сходны с теми действиями и всей деятельностью, какие предстоит осуществлять в основных соревнованиях, а какие, напротив, будут неизбежно иметь свои отличия. Без этого невозможно четко судить о конкретной направленности различных подготовительных упражнений спортсмена. Вне такого анализа невозможно определить ни то, какие из них будут вести к адекватному практическому моделированию новых параметров целевой соревновательной деятельности, адаптации к ее требованиям и ее совершенствованию, ни то, в каком именно отношении будут воздействовать иные специальноподготовительные и общеподготовительные упражнения.

Правда, корректно классифицировать подготовительные упражнения по степени их сходства и различия с целевой соревновательной деятельностью бывает непросто, особенно, когда последняя будет не повторением того, что было в прошлых состязаниях, а обновленной прогрессивно измененной по своим качественным и количественным параметрам в направлении роста достижений. В таком случае спортсмен в начале большого подготовительно-соревновательного цикла еще не в состоянии, естественно, полностью воспроизвести соревновательную деятельность на уровне ее новых целевых параметров. Чтобы классифицировать подготовительные упражнения по отношению к ней, надо, прежде всего, реалистично прогностически смоделировать ее черты. В крайнем случае, хотя бы обоснованно наметить некоторые ее внешние параметры (например, в циклических видах спорта - новую скорость преодоления избранной соревновательной дистанции и динамику скоростей по ее частям, в спортивной гимнастике состав комбинаций упражнений обязательной и произвольной программы с включением новых элементов и «связок» и т. д.). Только затем может быть произведена градация подготовительных упражнений по отношению к целевой соревновательной деятельности. Это предполагает кропотливый последовательный анализ избираемых упражнений на предмет оценки степени их сходства и несходства с ней. В зависимости от результатов такого анализа и определяется классификационное распределение подготовительных упражнений.

Конечно, даже самые различающиеся упражнения имеют некоторые сходные черты, а самые близкие в чем-то отличаются друг от друга. Поэтому, классифицируя подготовительные упражнения спортсмена в рассматриваемом отношении, надо иметь в виду прежде всего совокупность преобладающих признаков. В общей массе этих упражнений определенная группа их ближе всех других к тому, что делает либо будет делать спортсмен в процессе состязаний по избранному виду спорта. Таковыми являются упражнения, которые построены, образно говоря, из материала избранной соревновательной деятельности, то есть включают входящие в нее соревновательные действия (избирательно выделенные или в комбинации), выполняемые применительно к достигнутому уровню результата в ней либо к более высокому уровню.

Фазы нагрузки и отдыха в процессе упражнения

В процессе систематического использования каждого подготовительного упражнения последовательно чередуются две взаимосопряженные фазы - фаза нагрузки, привносимой воспроизводимыми действиями, и фаза отдыха, обеспечивающая восстановление оперативной работоспособности либо (и) отдельных сторон функционального и морфофункционального состояний исполнителя упражнения, изменившихся под воздействием нагрузки. Естественно, что в зависимости от протяженности нагрузки чередование этих фаз в одних упражнениях происходит как в рамках отдельных занятий, так и в серии занятий, а в других - лишь в серии занятий (если упражнение настолько продолжительно, что не может быть повторено в рамках отдельного занятия, как, например, в случае преодоления длинных и сверхдлинных дистанций). Те или иные варианты порядка чередования нагрузок и отдыха составляют одну из структурных основ различных методов управления.

В общем случае нагрузка представляет собой ту повышенную по сравнению с покоем величину функциональной активности, какая вносится исполнением упражнения. В ней принято различать, как известно, параметры объема (продолжительности воздействия) и интенсивности (моментальной силы воздействия). Они довольно подробно описаны, изучены и регламентированы в упражнениях, характеризующихся двигательными действиями. Правда, психическая составляющая нагрузки оценивается пока с излишне большой долей субъективности. Этим, разумеется, не исчерпываются все возможные информативно полезные показатели спортивных нагрузок. Многое в выборе и практическом использовании их зависит от оснащенности регистрационной, аналитической и вычислительной аппаратурой. В последние десятилетия все настойчивей принимаются меры по серийному производству ее в малогабаритных формах, снабженных электронными и другими устройствами, действующими автоматизировано (как, например, получивший уже широкое распространение компактный

В любом случае для оценки нагрузки нужно принимать в расчет хотя бы некоторые из показателей двух видов:

- характеризующие ее с «внешней стороны» (которые дают возможность представить объем и интенсивность подготовительной работы в ее внешне выраженных физических параметрах);

- характеризующие ее с «внутренней стороны», то есть со стороны функциональных сдвигов в системах организма во время и по окончании упражнения как воплощение его воздействия (в частности по физиологическим, биохимическим и другим показателям). Только в сопоставлении этих обеих сторон нагрузки можно адекватно судить о ней.

По сравнению с сопоставимыми параметрами нагрузок, наблюдаемыми в соревновательных действиях спортсмена, нагрузки при выполнении им различных подготовительных упражнений бывают как менее высокими, так и примерно равновеликими и более высокими, что зависит от типа подготовительных упражнений, их конкретного назначения, этапов подготовки и других обстоятельств. Наиболее широкий диапазон варьирования нагрузок наблюдается при использовании подготовительных упражнений второй и третьей групп рассмотренной классификации (параспециально подготовительные и общеподготовительные упражнения). Тут они варьируются от сравнительно небольших (особенно тогда, когда упражнения направлены преимущественно на оптимизацию восстановительных процессов после предшествующих повышенных нагрузок) до предельно высоких нагрузок, максимально мобилизующих функциональные возможности спортсмена для стимулирования их увеличения, выхода на новый уровень дееспособности [3].

Что касается упражнений первой группы - собственно специально подготовительных, в которых стремятся как можно более целостно смоделировать соревновательные действия и комбинации, то здесь, естественно, следует обеспечивать и наиболее полное подобие по параметрам нагрузки.

Как бы противоположностью нагрузке в процессе упражнения является отдых. Если нагрузка вызывает расходование рабочих ресурсов организма вплоть до утомления, отдых - время их возмещения, частичного или полного устранения утомления, восстановления уровня оперативной или (и) общей работоспособности. Но отдых тогда лишь становится неотъемлемой фазой процесса упражнения, если он не нарушает преемственности положительного эффекта воспроизводимых действий, а так или иначе оптимизирует кумуляцию тренировочного эффекта, выражающуюся в становлении, развитии или поддержании тренированности. В различных методах регламентации процесса упражнения соблюдают ряд вариантов отдыха в рамках отдельных занятий и сериях занятий. Основных вариантов в рамках отдельных занятий, в принципе, три (не считая многих сочетаний).

Минимакс-интервал (его называют также стимуляционным, или ближнестимуляционным) - это тот наименьший интервал между рабочими (нагрузочными) фазами процесса упражнения, который может обусловить повышенное проявление оперативной работоспособности в очередной рабочей фазе (эффект врабатывания, ближайшего положительного последействия, как, например, при интервале в 3-5 мин между подходами к штанге возрастающего веса).

Напряженный интервал (суперкумуляционный) - интервал, продолжительность которого настолько невелика, что очередная рабочая фаза начинается в условиях нарастающих либо лишь незначительно убывающих функциональных сдвигов, вызванных предшествующей нагрузкой (например, в условиях нарастания концентрации молочной кислоты в крови, как это бывает в интервальном беге с субмаксимальной скоростью при интервалах отдыха, убывающих от 5-6 до 1-2 мин).

Ординарный интервал - интервал, продолжительность которого соразмерна по времени относительной нормализации функционального состояния организма до уровня, с которого начиналась предшествующая рабочая фаза (то есть практически до исходного уровня оперативной работоспособности). В рамках отдельного занятия такой интервал может быть обеспечен при не слишком большой протяженности рабочих фаз процесса упражнения. Иначе его приходится вводить не в рамках отдельного занятия, а между занятиями, отделенными друг от друга значительным временем.

Кроме ординарных, между занятиями соблюдают и иные варианты интервалов, а именно - жесткие и суперкомпенсаторные.

Жесткий интервал короче ординарного и потому обусловливает как бы уплотненный режим тренировки. При таком интервале очередное занятие проходит на фоне недовосстановления определенных параметров функционального и морфофункционального состояния систем организма, что усугубляет кумуляцию следового эффекта предыдущего занятия с ближайшим эффектом следующего занятия, благодаря чему в последующей расширенной восстановительной фазе может усиливаться развертывание суперкомпенсаторных процессов. Жесткие интервалы в спортивной тренировке практикуются значительно чаще, чем в иных формах тренировки. Это позволяет при соответствующих условиях предельно уплотнять спортивно-тренировочный процесс (вплоть до того, что число тренировочных занятий на высших ступенях спортивного совершенствования достигает 18 и более в недельном цикле), увеличивать тем самым эффективность спортивной подготовки.

Суперкомпенсаторный интервал соразмерен по продолжительности со временем, достаточным для наступления суперкомпенсации, сверхвосстановления - после достаточно значительной суммарной нагрузки, когда в результате реагирования на нее с избытком восполняются биоэнергетические и другие организменные истоки дееспособности, возрастает уровень ее в целом. Такой интервал вводится между занятиями, отличающимися особенно значительной суммарной нагрузкой, при этом он, как правило, не высвобождается целиком от иных нагрузок: в интервале обеспечивается не только пассивный, но и активный отдых, а у хорошо тренированных спортсменов проходят и занятия с использованием упражнений, отличающихся от тех, которые вызвали кумулятивное утомление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: