Личность, ее структура и проявления

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы. Занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

Личность

1)Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова).

2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, продукт общественного развития и включающих индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Формирование личности предполагает не только внешнее воздействие факторов социальной среды, в частности воспитания, но и самодеятельность, самоорганизацию, самовоспитание. Личность не является простым результатом внешних влияний: она есть то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь, свою судьбу. Отсюда следует, что понятие «личность» не содержит в себе оценочного компонента. Ошибочно мнение (как правило, на уровне обыденного сознания), что личностью являются только «достойные так называться люди». В действительности всякий человек - личность, носитель определенных нравственных, правовых и эстетических норм своего общества, класса, социальной общности, группы, со своей системой ценностных ориентации, своим отношением к социально значимым ценностям и идеалам.

Смысловая близость понятий «индивидуальность» и «личность» приводит к тому, что они нередко употребляются как эквиваленты; вместе с тем они фиксируют разные аспекты того, что именуется «социально значимые качества человека». Если понятие «индивидуальность» подводит деятельность человека, прежде всего под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие «личность» акцентирует в ней в первую очередь сознательно-волевое начало. Индивид тем больше является личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии. (Стратегии, естественно, могут быть разными.)

Характеристика личности и ее основные особенности:

1. Содержание мировоззрения человека, его психологическая сущность

2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствие или наличие в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества.

3. Степень осознанности человеком своего места в обществе

4. Содержание и характер потребностей и интересов; устойчивость или легкая их переключаемость; узость или многогранность

5. Специфика соотношения и проявления различных качеств

Человек, становясь личностью, формируется под влиянием внешних факторов.

Социальная природа личности определяется общественными отношениями, в которых она формируется: отношениями, складывающимися прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ; политическими; идеологическими; отношениями людей в социальной группе, в которую она входит.

Целостность личности зависит от всего комплекса внешних влияний на нее в ходе ее развития.

Стадиальность развития личности означает, что человек формируется как личность в определенные периоды своего возрастного и социального становления, для которых могут быть характерны свои особенности и на каждом из которых действуют свои законы.

Биологическая природа личности (внутренне обусловленные характеристики) – личность формируется и развивается под воздействием не только внешних условий, но и внутренних, которые определяются особенностями организма человека.

Неравномерность – в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей один человек может развиваться быстрее, другой - медленее.

Интеграция – все внутренние возможности организма человека в окончательном итоге мобилизуются на достижение его качественного формирования.

Компенсация – не смотря на возможность существования у того или иного человека определенных генетических или психофизиологических недостатков или особенностей, в ходе его становления и развития как личности при конкретной и настойчивой мобилизации и с помощью волевых усилий всего организма он способен достигать хотя и не сразу, но полного своего индивидуального совершенствования.

Индивид – конкретный человек со всеми присущими ему особенностями.

Индивидуальность – главенствующая особенность личности, делающая ее не похожей на окружающих.

Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств. Состояний и образований.

Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени.

Психические образования – психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Мировоззренческая сторона личности – отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Мировоззрение личности – это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Моральный облик личности - система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе.

Нравственный облик личности – устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Социально-психологическая сторона личности отражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Направленность личности – это такое ее психическое свойство. В котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности

Потребности личности – это испытываемая ею нужда в чем-либо.

Потребности человека многообразны. Обычно их делят на:

-материальные - потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др.

- духовные – связаны с общественным существованием человека (потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п.)

Особенности потребностей:

1. Конкретно-содержательный характер

2. Осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием

3. Эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребностей

4. Ослабление или полное исчезновение этих состояний после их удовлетворения

Мотивы личности – те внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают ее к определенной деятельности.

Установки личности – это ее внутренняя настроенность на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.

Цели – это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности. Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.

Мотивы – это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности, внутренние силы, связанные с потребностями личности и побуждающие ее к определенной деятельности.

Виды мотивов:

Биологические – это влечения, желания, хотения человека, отражающие его физиологические потребности.

Социальные – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.

Физиологические основы мотивации. Потребности, перерастая в мотивацию, активизируют центральную нервную систему и другие потенциалы организма. Мотивация в свою очередь активизируют работу соответствующих функциональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор результатов действия.

Интересы – это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.

Виды интересов:

1. действенные

2. недейственные

3. устойчивые

4. неустойчивые

5. непосредственные

6. опосредованные

7. глубокие

8. поверхностные

9. сильные

10. слабые

11. активные

12. пассивные

Особенности интересов:

1. Активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности

2. Большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности

3. Расширение и углубление знаний человека в данной специальной области

4. Своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью

Убеждение - 1) Приемы эффективного сообщения точки зрения одного человека другому. 2) Представление о нормативном поведении, ставшее внутренней мотивацией, о степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям.

Направленность личности профессионально-педагогическая - вектор развертывания педагогического потенциала личности. Стадии профессионально-педагогического становления личности (по Э.Ф. Зееру):

1) оптация- формирование профессионально-педагогических намерений, завершаемое выбором профессии педагога;

2) профессиональная подготовка - усвоение профессионально значимых для педагога знаний, умений и навыков, формирование основ педагогического мышления и профессионально значимых качеств, готовности к педагогической деятельности;

3) профессионально-педагогическая адаптация - приспособление выпускника педагогического учебного заведения к конкретным условиям осуществления педагогической деятельности;

4) профессионализация - становление социальной позиции, формирование устойчивых профессионально значимых качеств, созревание педагогического мышления; 5) профессионально-педагогическое мастерство - высшая степень профессиональной компетенции педагога, его профессиональных умений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: