Возрастные особенности становления личности

Все виды периодизации соотносятся с различными возрастами- годами жизни человека. Классификация возраста имеет важное практическое значение при определении начала школьного образования, признании гражданской зрелости, определении времени вступления в брак, установлении нижней границы пенсионного возраста и др.

Для более полного представления о проблеме дифференциации жизни человека приведем некоторые классификации возрастов.

Согласно древней китайской классификации, в жизни человека выделяются следующие периоды:

1) молодость (до 20 лет);

2) возраст вступления в брак (до 30 лет);

3) возраст выполнения общественных обязанностей (до 40 лет);

4) возраст познания собственных заблуждений (до 50 лет);

5) последний период творческой жизни (до 60 лет);

6) желанный возраст (до 70 лет);

7) старость (свыше 70 лет)'.

Пифагор (VI в. до н. э.) в своей классификации жизни человека продолжительность каждого возрастного периода определял ровно в 20 лет:

1) период становления (0-20 лет);

2) молодой человек (20-40 лет);

3) человек в расцвете сил (40-60 лет);

4) старый и угасающий человек (60-80 лет).

Гиппократ (IV в. до н. э.) в классификации возрастов жизни исходил из представления о переломных годах, основывающегося на идее цифрового символизма, согласно которому каждые семь лет происходит коренная перестройка организма человека, опасная для его здоровья и жизни. В соответствии с этими представлениями Гиппократ делил жизнь человека на десять периодов по семь лет каждый:

1) 0-7 лет;

2) 7-14 лет;

3) 14-21 год;

4) 21-28 лет;

5) 28-35 лет;

6) 35-42 года;

7) 42-49 лет;

8) 49-56 лет;

9) 56-63 года;

10)63-70 лет.

3.Фрей д предложил концепцию психосексуального развития детства. Главным фактором развития человека, по его мнению, является сексуальный инстинкт. В своем развитии ребенок проходит следующие основные стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную.

Психосексуальное развитие - это биологически определенная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

Существует много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами в разных областях человеческого знания. Так, в педиатрии широко используется следующая периодизация развития:

1) внутриутробный период;

2) период новорожденности;

3) период вскармливания грудью;

4) период молочных зубов;

5) период отрочества;

6) период полового созревания.

В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный:

1) возмужалый возраст (20-40 лет у женщин и 25-45 лет у мужчин);

2) зрелость (до 55 лет);

3) старость, для которой характерно непрерывное нарастание инволюции, завершающееся естественной физиологической смертью.

Стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону)

Стадия Психосоциальный кризис Сильная сторона личности
Младенчество (рождение - 1 год) Доверие- недоверие Надежда
Ранний возраст (1-3 года) Автономия- стыд и сомнение Сила воли
Возраст игры (3-6 лет) Инициативность- вина Цель
Школьный возраст (6-12 лет) Достижение- неполноценность Компетентность
Подростковый возраст (12- 19 лет) Идентичность- ролевое смешение Верность
Молодость (20-25 лет) Интимность - ИЗОЛЯЦИЯ Любовь
Зрелость (26-64 года) Продуктивность - застой Забота
Старость (65 лет - смерть) Интеграция - отчаяние Мудрость
Период Стадии Основные потребности Ведущая деятельность Кризисы становления
         
Ранняя взрослость Взрослость Юность (18-23 года) Молодость (24-27 лет) Зрелость (28-60 лет) Потребность в социальном и профессиональном самоопределении, в самостоятельности Потребность в социальной и профессиональной активности Потребность в самореализации Профессионально-трудовая деятельность Нормативно одобряемая профессиональная деятельность Индивидуальная и творческая профессиональная деятельность Кризис профессиональных экспектаций Кризис юношеских надежд Кризис нереализованных возможностей
Старость Пожилой возраст (60-75 лет) Старчество (76-90 лет) Потребности в признании, в бессмертии, психофизиологические потребности Потребность в общении, заботе, психофизиологические потребности Социально одобряемая деятельность Домоводство, личная гигиена Кризис осознания смысла жизни Кризис ухода из жизни
  Долгожительство (более 90 лет) Психофизиологические потребности Домоводство, личная гигиена  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: