Все виды периодизации соотносятся с различными возрастами- годами жизни человека. Классификация возраста имеет важное практическое значение при определении начала школьного образования, признании гражданской зрелости, определении времени вступления в брак, установлении нижней границы пенсионного возраста и др.
Для более полного представления о проблеме дифференциации жизни человека приведем некоторые классификации возрастов.
Согласно древней китайской классификации, в жизни человека выделяются следующие периоды:
1) молодость (до 20 лет);
2) возраст вступления в брак (до 30 лет);
3) возраст выполнения общественных обязанностей (до 40 лет);
4) возраст познания собственных заблуждений (до 50 лет);
5) последний период творческой жизни (до 60 лет);
6) желанный возраст (до 70 лет);
7) старость (свыше 70 лет)'.
Пифагор (VI в. до н. э.) в своей классификации жизни человека продолжительность каждого возрастного периода определял ровно в 20 лет:
1) период становления (0-20 лет);
2) молодой человек (20-40 лет);
|
|
3) человек в расцвете сил (40-60 лет);
4) старый и угасающий человек (60-80 лет).
Гиппократ (IV в. до н. э.) в классификации возрастов жизни исходил из представления о переломных годах, основывающегося на идее цифрового символизма, согласно которому каждые семь лет происходит коренная перестройка организма человека, опасная для его здоровья и жизни. В соответствии с этими представлениями Гиппократ делил жизнь человека на десять периодов по семь лет каждый:
1) 0-7 лет;
2) 7-14 лет;
3) 14-21 год;
4) 21-28 лет;
5) 28-35 лет;
6) 35-42 года;
7) 42-49 лет;
8) 49-56 лет;
9) 56-63 года;
10)63-70 лет.
3.Фрей д предложил концепцию психосексуального развития детства. Главным фактором развития человека, по его мнению, является сексуальный инстинкт. В своем развитии ребенок проходит следующие основные стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную.
Психосексуальное развитие - это биологически определенная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.
Существует много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами в разных областях человеческого знания. Так, в педиатрии широко используется следующая периодизация развития:
1) внутриутробный период;
2) период новорожденности;
3) период вскармливания грудью;
4) период молочных зубов;
5) период отрочества;
6) период полового созревания.
В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный:
|
|
1) возмужалый возраст (20-40 лет у женщин и 25-45 лет у мужчин);
2) зрелость (до 55 лет);
3) старость, для которой характерно непрерывное нарастание инволюции, завершающееся естественной физиологической смертью.
Стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону)
Стадия | Психосоциальный кризис | Сильная сторона личности |
Младенчество (рождение - 1 год) | Доверие- недоверие | Надежда |
Ранний возраст (1-3 года) | Автономия- стыд и сомнение | Сила воли |
Возраст игры (3-6 лет) | Инициативность- вина | Цель |
Школьный возраст (6-12 лет) | Достижение- неполноценность | Компетентность |
Подростковый возраст (12- 19 лет) | Идентичность- ролевое смешение | Верность |
Молодость (20-25 лет) | Интимность - ИЗОЛЯЦИЯ | Любовь |
Зрелость (26-64 года) | Продуктивность - застой | Забота |
Старость (65 лет - смерть) | Интеграция - отчаяние | Мудрость |
Период | Стадии | Основные потребности | Ведущая деятельность | Кризисы становления |
Ранняя взрослость Взрослость | Юность (18-23 года) Молодость (24-27 лет) Зрелость (28-60 лет) | Потребность в социальном и профессиональном самоопределении, в самостоятельности Потребность в социальной и профессиональной активности Потребность в самореализации | Профессионально-трудовая деятельность Нормативно одобряемая профессиональная деятельность Индивидуальная и творческая профессиональная деятельность | Кризис профессиональных экспектаций Кризис юношеских надежд Кризис нереализованных возможностей |
Старость | Пожилой возраст (60-75 лет) Старчество (76-90 лет) | Потребности в признании, в бессмертии, психофизиологические потребности Потребность в общении, заботе, психофизиологические потребности | Социально одобряемая деятельность Домоводство, личная гигиена | Кризис осознания смысла жизни Кризис ухода из жизни |
Долгожительство (более 90 лет) | Психофизиологические потребности | Домоводство, личная гигиена |