Коммуникативная ситуация

Основное общение происходит на уровне коммуникативной ситуации. Почему именно ситуации, а не, скажем, текста? Полностью понять мотивы и цели речи партнеров, а значит их речевой замысел, и результаты общения можно, рассматривая высказывание только в контексте конкретной ситуации. Само понятие «ситуация» связано с богатством сочетаний обстоятельств общения. С одной стороны, оно подчеркивает неповторимость и индивидуальность каждой их них, а с другой – предполагает существование типовых подходов к описанию и анализу любых ее моделей. В настоящее время для ситуации, в которой используется речь, употребляется следующие понятия: ситуация общения, коммуникативная ситуация, риторическая ситуация. Во многом использование этих терминов зависит от пристрастия ученых. Мы будем считать из синонимичными с учетом некоторых особенностей риторической ситуации. Риторическая ситуация характеризуется более осознанным и ответственным отношением к высказывания, гораздо большим стремлением достичь желаемого результата (например, деловая беседа во время консультирования или публичная речь в судебных прениях). Процитируем Н.А.Ипполитову, которая пишет: «Риторика начинается там, где есть творчество, а значит. И новизна речи, где преодолевается автоматизм речи, проявляется стремление к лучшему, в том числе – к эстетическому впечатлению»[11].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: