Контрольные вопросы
ГЛАВА 7. СТРУКТУРА СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Потребность в смысле жизни и самоактуализации
Потребность в уважении
Потребность в любви и принадлежности к социальной группе
Потребность в безопасности
Физиологические потребности
Классификация потребностей
ПОТРЕБНОСТИ
ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
История развития и национальные особенности потребления в России
Экономическое развитие общества и основные типы потребностей
5.4. Потребление в современной России: факторы, воздействующие на сервисную деятельность
Социологический и психологический подходы к концепции потребностей являются дальнейшей конкретизацией философского подхода. Они позволяют экспериментальными и статистическими методами исследовать изменения потребностей у отдельных людей, групп и социальных общностей. В социологии и психологии существует научная традиция изучения потребностей, хотя в целом эта тема разработана пока не очень подробно. Наиболее известными и удачными обычно признаются концепции потребностей, созданные американским психологом Абрахамом Маслоу, польским психологом Казимежем Обуховским и российским театральным режиссером и психологом П. М. Ершовым. В данной главе мы будем опираться в первую очередь на их работы.
|
|
Сначала подведем некоторый итог предыдущему изложению и кратко перечислим существующие в настоящее время классификации потребностей.
Единой общепризнанной классификации потребностей не существует. Психологи даже были вынуждены отказаться от составления их полного списка, так как человеческие потребности очень многочисленны, они постоянно изменяются, возникают и исчезают. Тем не менее, существует несколько классификаций, позволяющих упорядочить и обобщить наши знания о потребностях, услугах и перспективах развития сервисной деятельности.
«Сервис — это особый вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, востребованных отдельными людьми, социальными группами или организациями».
Потребности человека разнообразны и образуют сложно структурированную систему. Сервисная деятельность также разделяется на большое количество направлений (сфер, форм, секторов и т. п.). Структура сервисной деятельности должна в общих чертах повторять структуру потребностей, соответствовать ей. Так, материальным и духовным потребностям соответствуют два направления сервисной деятельности — материально-ориентированная и духовно-ориентированная. Наличие индивидуальных, групповых и общечеловеческих потребностей выражается в существовании иерархии форм сервисной деятельности, охватывающей различные общности людей:
|
|
- уровень микрорайона (бытовое обслуживание и ремонт);
- уровень района;
- уровень города (транспортная система);
- уровень региона внутри государства;
- уровень отдельного государства (правовые услуги, финансовая
система, здравоохранение, образование);
- уровень региона, группы государств;
- общемировой уровень (на нем пытаются действовать средства
массовой информации и сервисные службы транснациональных
корпораций).
Сфера услуг имеет постоянно развивающуюся структуру. В ней можно выделить крупные направления деятельности, которые сохраняются в течение длительного времени. В России эти направления официально зафиксированы в Общероссийском классификаторе услуг населению OK 002-93. Классификатор включает в себя следующие группы услуг:
- бытовые услуги;
- услуги пассажирского транспорта;
- услуги связи;
- жилищно-коммунальные услуги;
- услуги учреждений культуры;
- туристские и эксплуатационные услуги;
- услуги физической культуры и спорта;
- медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги;
- услуги правового характера;
- услуги банков;
- услуги в системе образования;
- услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;
- прочие услуги.
Подробные обзоры основных классификаций услуг содержатся в трудах специалистов Московского государственного университета сервиса2. Так, согласно одной из наиболее распространенных классификаций можно выделить пять укрупненных видов сервисной деятельности:
- технический сервис;
- технологический сервис;
- информационно-коммуникативный сервис;
- транспортный сервис;
- гуманитарный сервис.
Вопрос о методах сервисной деятельности не очень хорошо исследован и требует специальных пояснений.
Метод — это способ осуществления какой-либо деятельности, совокупность приемов и операций, необходимых для теоретического и практического освоения действительности. В применении к сфере услуг метод сервисной деятельности можно, следовательно, определить как способ оказания услуг, совокупность приемов и операций, позволяющих оказывать услуги и удовлетворять потребности клиента.
Обычно на методы деятельности не обращают особого внимания, тем более если они давно сложились и применяются почти автоматически. Однако в сложных и кризисных ситуациях, возникающих в деятельности служб и предприятий, обнаруживается, что специальный анализ и корректировка методов деятельности позволяют повысить ее эффективность, а иногда помогают найти выходы из сложившейся кризисной ситуации.
Сервисная деятельность, как и потребности людей, которые она удовлетворяет, отличается сложностью и комплексностью. Поэтому в ней используется большой набор разнообразных методов, связь между которыми может быть отдаленной и опосредованной.
Методы удовлетворения потребностей можно, прежде всего, разделить на две группы: общие, применяемые в различных сферах человеческой деятельности, и специфические, которые возникают и разрабатываются именно в сфере сервиса (хотя потом могут частично заимствоваться в других областях деятельности общества).
К общим можно отнести, прежде всего, наиболее фундаментальные методы, необходимые для любой успешной деятельности, — метод объективного подхода и метод рассмотрения любых явлений в их изменении и развитии. (На языке философии это материалистический и диалектический методы). На первый взгляд, они могут показаться банальными, само собой разумеющимися. Но это ошибочное, упрощенное мнение. Так, метод объективного подхода требует адекватно, неискаженно осмысливать ситуацию, действовать в соответствии с законами природы, человеческой психики и принимать во внимание закономерности функционирования технических систем. В реальности нередка ситуация, когда руководитель или рядовой работник дают ошибочную оценку происходящему — мнениям и настроениям потребителей, качеству услуги, возможностям техники или коллег по работе, возникающим конфликтным ситуациям и т. п. Общий метод объективного подхода должен быть конкретизирован через специальные методы и методики сервисной деятельности, которые дают возможность принимать правильные решения и достигать поставленных целей. Диалектический метод ориентирует на анализ любой ситуации в ее развитии. Так, если мы будем планировать приобретение технических средств для оказания услуг на основе сегодняшних потребностей, не учитывая их изменений (насколько возможно их предусмотреть), то спустя какое-то время можно оказаться в кризисной ситуации. Поэтому в любой сфере деятельности общества осуществляется прогнозирование и предвидение с учетом направлений изменения существующей ситуации.
|
|
К общим методам относятся также системный подход, необходимый для организации деятельности в сфере услуг (особенно на долгое время и в крупных масштабах) и близкий к нему синергетический метод (синергетика — общая теория самоорганизации, или теория эволюции и самоорганизации сложных систем).
Частные, более конкретные методы деятельности в сфере удовлетворения потребностей можно, с нашей точки зрения, классифицировать на основе главных видов профессиональной деятельности работников сервиса:
- Методы эксплуатационно-технологической деятельности. Сюда входит разработка технологического процесса оказания услуги, зависящего от свойств используемых материалов и от поставленной цели (какой результат мы должны получить). Для услуг, направленных непосредственно на организм человека, необходимыметоды воздействия, учитывающие его особенности.
|
|
- Методы производственно-управленческой деятельности. Сюда входят психологические методы организации общения с клиентами и между сотрудниками сферы услуг, экономические (например, статистические) методы планирования и оценки процесса оказания услуги, а также технические методы воздействия на организм человека или на используемые для удовлетворения потребностей приборы и материалы.
- Проектно-конструкторская деятельность использует специфические методы конструирования и проектирования, методы сбора и анализа информации.
- Методы экспертно-аудиторской деятельности — это методы тестирования, оценки, измерения и сравнения приемов и результатов оказания услуги с существующими нормами и стандартами.
- Методы научно-исследовательской деятельности в сервисологии — это в основном общенаучные методы наблюдения, эксперимента, моделирования, анализ, синтез, метод системного анализа. Специфика сферы услуг проявляется здесь в разработке особых стратегий и алгоритмов обслуживания: связанные с ними методы используются только в сервисной деятельности.
Таким образом, методология сервисной деятельности представляет собой синтез сложного набора общих и специфических методов, представляющих практически все сферы человеческой деятельности. Только такой комплексный подход создает условия для качественного удовлетворения потребностей человека.
1. Какие существуют способы классификации услуг?
2. Что такое метод?
3. Какие общие методы используются во всех сферах человеческой деятельности?
4. Как можно классифицировать методы оказания услуг?
Актуальность задачи повышения устойчивости:
- с ускорением НТП, усложнением структуры экономики возрастает ущерб, наносимый экономике в результате производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий и других экстремальных ситуаций мирного времени, приводящих к сбоям в работе предприятий и организаций, территорий;
- существует угроза террористических актов;
- несмотря на некоторое ослабление международной напряженности в связи с заключением ряда договоров, продолжается совершенствование средств вооруженной борьбы и не устранена опасность развязывания новой войны.
Система взглядов по этой проблеме сложилась в конце 70-х годов и нашла свое отражение в Постановлении Правительства N312\109 от 30 марта 1979 г. "Основные направления и мероприятия по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства страны в военное время". Этот документ не отменен и сегодня и является фундаментом для построения системы современных взглядов на проблемы устойчивости в рамках, созданной в 1992 г. РСЧС.
Под устойчивостью функционирования народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях понимается его способность удовлетворять оборонные и народно-хозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем защиту государства и его жизнедеятельность.
Под устойчивостью функционирования территориального звена народного хозяйства (автономная республика в составе РФ, край, область, город, район) понимается его способность обеспечивать производство продукции в установленных номенклатуре и объеме, а также обеспечивать жизнедеятельность населения на соответствующих территориях в чрезвычайных ситуациях.
В "Каталоге основных понятий РСЧС", исходя уже из новых подходов в решении задач самой системой, даются следующие понятия:
Устойчивость функционирования народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях: Способность территориальных и отраслевых звеньев народного хозяйства удовлетворять основные жизненно важные интересы населения и общества при уровне, обеспечивающем их защиту от опасностей, вызываемых источниками ЧС природного и антропогенного характера.
Устойчивость функционирования территории в ЧС: Способность территориального звена народного хозяйства удовлетворять основные жизненно важные интересы населения и общества на уровне, обеспечивающем их защиту от опасностей, вызванных источниками ЧС природного и антропогенного характера на определенной территории.
Под устойчивостью работы (функционирования) объекта (отрасли, объединения) в чрезвычайных ситуациях понимается их способность производить продукцию в установленных номенклатуре и объеме (для отраслей и объектов непроизводственной сферы - способность выполнять заданные функции).
Устойчивость объекта - это его способность противостоять поражающим факторам ЧС, сохраняя эксплуатационные функции и обеспечивая защиту персонала и населения.
Под объектами экономики понимают жилые и производственные здания, сооружения, цеха, транспортные средства и др.
Подготовка народного хозяйства к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях (это же касается и отрасли, территории, территории, объекта, независимо от формы собственности и сферы деятельности) - комплекс экономических, организационных мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости его функционирования в чрезвычайных ситуациях.
Повышение устойчивости функционирования народного хозяйства, его территориальных и отраслевых звеньев достигается осуществлением мероприятий, направленных на:
- предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;
- создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также последствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.
Применительно к решению задачи не только для военного, но и мирного времени, с учетом возможных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, основными направлениями повышения устойчивости функционирования народного хозяйства и его территориальных звеньевявляются:
1. Предупреждение чрезвычайных ситуаций.
2. Обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
3. Рациональное размещение производительных сил на территории соответствующей республики, края, области, города, района.
4. Подготовка к работе в чрезвычайных ситуациях отраслей народного хозяйства.
5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях.
6. Подготовка системы управления народным хозяйством для решения задач в чрезвычайных ситуациях.
Рациональное размещение производительных сил
Под рациональным подразумевается такое размещение и распределение ресурсов и средств производства на территории (области), при котором они, т.е. ресурсы и средства производства, наиболее эффективно используются в мирное и в военное время, и при этом обеспечивается снижение потерь и разрушений от стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, современных средств поражения.
На рациональное размещение ПС оказывают влияние такие факторы, как:
· энергетический, водный, сырьевой, связанные с затратами на производство, доставку и распределение этих ресурсов;
· трудовой, связанный с неравномерностью расселения людей и демографической ситуацией в различных регионах;
· земельный, связанный с отчуждением плодородных земель на несельскохозяйственные нужды;
· транспортный, связанный с затратами средств и времени на перемещение грузов в процессе производства и доставки потребителям, а также с себестоимостью продукции.