Кузов служит для размещения в вагоне пассажиров или грузов

В эксплуатации находятся грузовые вагоны с большим разнообразием кузовов, которые классифицируются в зависимости от рода перевозимых грузов, материала обшивки, конструкции рамы и выгрузки грузов.

В зависимости от рода грузов кузова делятся на открытые (платформы, полувагоны, думпкары, некоторые виды хопперов, транспортеры) и закрытые (крытые, цистерны, изотермические, хопперы для зерна, минеральных удобрений, цемента и др.).

Кузов может иметь металлическую или деревянную обшивку. В зависимости от конструкции устройств для загрузки и выгрузки грузов кузова могут быть с дверями на боковых стенах или с люками в полу и крыше. Рамы кузовов могут быть с хребтовой балкой и без нее.

Конструкцию кузова рассмотрим на примере восьмиосного полувагона (рис. 8.5).

Ðèñ. 8.5. Âîñüìèîñíûé óíèâåðñàëüíûé âàãîí

Кузов этого полувагона цельнометаллический, состоит из рамы, боковых 1 и торцовых 14 стен, а также пола 13, образованного крышками двадцати двух люков. Все элементы кузова соединены на сварке в единую жесткую несущую конструкцию, воспринимающую все виды нагрузок. Рама является основанием, на котором смонтированы стены, автосцепное 2 и тормозное 4 оборудование, и состоит из балок: несущих продольных (хребтовой 12 и боковых 6) и поперечных (концевых 7, шкворневых 10 и промежуточных 11).

Хребтовая балка 12 служит для крепления на ней автосцепного и тормозного оборудования и воспринимает через автосцепку продольные нагрузки от соседних вагонов поезда. Поперечные балки связывают хребтовую балку с боковыми стенами в единую конструкцию.

В торцовых частях полувагона имеются двухстворчатые двери, открывающиеся вовнутрь кузова. Шкворневые балки 10 передают все возникающие в процессе движения статические и динамические усилия через пятник и скользуны на тележки 3.

К ходовым частям вагона относятся колесные пары, буксы, рессорное подвешивание. В четырехосных и многоосных вагонах эти элементы объединены в тележки, которые обеспечивают более легкое прохождение вагонов в кривых участках пути и более плавный ход. По числу осей тележки бывают двух-, трех-, четырехосные и многоосные.

Наибольшее распространение получили двухосные тележки. Основной тип двухосной тележки грузовых вагонов — тележка модели 18-100 (рис. 8.6). Эта тележка подкатывается под все грузовые четырехосные магистральные вагоны, кроме изотермических. Восьмиосные полувагоны и цистерны устанавливаются на четырехосные тележки 2, основой которых являются те же двухосные тележки модели 18-100, но связанные между собой штампосварной соединительной балкой 1 (рис. 8.7).

Рис.8.6 Тележка модели 18-100 Рис.8.7 Схема четырех осной тележки

Двухосная тележка (см. рис. 8.6) состоит из двух колесных пар 1, четырех букс 5, двух литых боковых рам 2, двух комплектов центрального рессорного подвешивания 3, литой надрессорной балки 4 и тормозной рычажной передачи 6. Связь рамы с буксами — челюстная, кузов опирается на тележку через подпятник 7 надрессорной балки, а при наклоне кузова – дополнительно через скользуны 8.

Надрессорная балка 4 имеет подпятник 7, на который опирается пятник кузова, через их центры проходит шкворень, который служит осью вращения тележки относительно кузова, а также передает тяговые и тормозные силы от тележки кузову и обратно.

Рессорное подвешивание состоит из двух комплектов, размещенных в рессорных проемах боковых рам.

Буксы (рис. 8.8) передают на колесные пары нагрузку от вагона. В корпусах букс расположены подшипники, внутренние кольца которых закреплены на шейках осей. Колесная пара вагона (рис. 8.9) состоит из оси и двух цельнокатаных колес с диаметром 950 мм.

Рис.8.8 Букса грузового вагона

Ðèñ. 8.8. Áóêñà ãðóçîâîãî âàãîíà: 1 — ñìîòðîâàÿ êðûøêà; 2 — êðåïèòåëüíàÿ êðûøêà; 3 — êîðïóñ áóêñû; 4, 5 — ïîäøèïíèêè; 6 — ëàáèðèíòíîå êîëüöî;

7 — óïëîòíåíèå; 8 — ïðèñòàâíîå êîëüöî; 9 — áîëò; 10 — óïëîòíèòåëüíîå êîëüöî;

11 — øàéáà; 12 — êîðîí÷àòàÿ ãàéêà;

13 — ãàéêà; 14 — ñòîïîðíàÿ ïëåíêà

Ðèñ. 8.9. Êîëåñíàÿ ïàðà äëÿ âàãîíîâ ñ ðîëèêîâûìè ïîäøèïíèêàìè (à) è ñ ïîäøèïíèêàìè ñêîëüæåíèÿ (á): 1 — ñðåäíÿÿ ÷àñòü; 2 — ïîäñòóïè÷íàÿ ÷àñòü;

3 — ïðåäïîäñòóïè÷íàÿ ÷àñòü;

4 — øåéêà îñè; 5 — áóðò

Ось колесной пары изготовлена из проката круглого сечения. Соединение колес с осью осуществляется с помощью прессовой посадки.

Цельнокатаное колесо имеет обод 1, диск 2 и ступицу 3. Ширина обода — 130 мм. Переход от ступицы к ободу выполнен в форме диска, расположенного под углом к этим частям, что придает колесу упругость. Для более стабильного положения колесной пары в рельсовой колее при движении профилю поверхности катания придается определенное очертание. Стандартный профиль поверхности катания колеса характеризуется гребнем и конической поверхностью.

Гребень колеса направляет движение и предохраняет колесную пару от схода с рельса. Конусность 1:10 центрирует колесную пару при движении на прямом участке пути и облегчает прохождение кривых участков. Конусность 1:3,5 приподнимает наружную грань колеса над головкой рельса, улучшая этим прохождение стрелочных переводов при наличии износа поверхности катания.

Особенностью тележек современных пассажирских вагонов является наличие у них двойного рессорного подвешивания.

Сварная рама тележки опирается на надбуксовые цилиндрические пружины и через них на опоры букс. Буксовое и центральное рессорное подвешивание в сочетании с боковыми гидравлическими гасителями колебаний кузова в вертикальной и горизонтальной плоскостях обеспечивают плавный ход вагона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: