Компоновка и общее устройство

Под компоновкой БМП-2 понимается взаимное размещение экипажа, десанта, вооружения, основных агрегатов и систем, обеспечивающее оптимальные боевые и технические качества машины.

По расположению механизмов и оборудования внутри машина условно разделена на четыре отделения:

- отделение управления;

- силовое отделение;

- боевое отделение;

- десантное отделение.

Отделение управления

Отделение управления расположено в носовой части корпуса машины. В нем размещены рабочие места механика-водителя и десантника.

Рабочее место механика-водителя оборудовано: сиденьем; контрольно- измерительными приборами; приборами освещения и сигнализации; четырьмя приборами наблюдения ТШЮ-170А; гирополукомпасом ГПК-59; органами управления машиной; приборами и исполнительными механизмами; аппаратом А-3 ТПУ; прибором радиационной и химической разведки; средствами пожаротушения; системой очистки приборов наблюдения.

Рабочее место десантника оборудовано: сиденьем, амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения ТНП-165А и ТНГЮ-170А, аппаратом А-3 ТПУ.

Кроме того, в отделении управления расположены ФВУ, отопитель, баллон пневмосистемы, а также места для укладки ЗИП.

Силовое отделение

Силовое отделение размещено в правой передней части корпуса и отделено от всей машины теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для доступа к агрегатам.

В силовом отделении расположены агрегаты силовой установки и силовой передачи с обслуживающими их системами.

Двигатель и коробка передач объединены в силовой блок, а радиатор системы охлаждения, радиатор системы смазки двигателя, радиатор системы смазки и гидроуправления силовой передачи, эжектор и воздухоочиститель - в блок охлаждения и воздухоочистки.

Справа от двигателя расположены водооткачивающий насос, маслобак с котлом подогревателя, автомат давления АДУ-2С с влагомаслоотделителем и насосный узел подогревателя.

К балкам крышки корпуса крепится блок системы охлаждения с воздухоочистителем.

Кроме того, в силовом отделении размещены узлы систем, обеспечивающих работу силовой установки.

Боевое отделение

Боевое отделение расположено в средней части корпуса машины непосредственно за силовым отделением. Оно включает в себя башню и часть корпуса, ограниченную перегородкой силового отделения спереди и ограждениями сидений десанта сзади.

В башне в качающейся маске установлены пушка 2А42 и спаренный с ней пулемет ПКТ. На вращающемся полу смонтированы магазин ПКТ и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными снарядами. В крышке башни между люками оператора и командира установлена пусковая установка для ПТУР. В башне оборудованы рабочие места оператора и командира.

На рабочем месте командира размещены: люк командира с приборами наблюдения ТКН-ЗБ с осветителем ОУ-ЗГА2, ТНГЮ-170А, ТНПТ-1; сиденье; механизм поворота люка командира; прицел ШЗ-З; пульт управления стабилизатора; радиостанция Р-123М (Р-173); аппарат А-1 ТПУ; бачок и краны системы очистки приборов.

На рабочем месте оператора размещены: сиденье; прицел БПК-1-42; пульт управления стабилизатором, три прибора THI10-170A и один прибор ТНПТ-1, поворотный механизм башни, подъемный механизм спаренной установки, краны системы очистки прицела, аппарат А-2 ТПУ, коробка КР-60 обогрева приборов наблюдения, пульт управления системой 902В, стопор башни, баллон системы очистки приборов.

Кроме того, в башне установлены: блок управления и коммутации БУ-25-2С, узлы стабилизатора, укладка ПТУР, аппаратура управления пусковой установкой 9П135М.

В корпусе боевого отделения на правом борту установлены крепления для укладки трех ПТУР, в нише правого борта укладывается вьючное устройство пусковой установки 9П135М, предусмотрены укладки для боекомплекта и ЗИП.

Десантное отделение. Десантное отделение расположено в кормовой части машины. Оно ограничено правым и левым бортами корпуса и разделено на две части средним топливным баком и контейнером электрооборудования.

В десантном отделении — шесть рабочих мест для стрелков-десантников, по три в каждой части. Частично основанием для сидений служат боковые баки, установленные справа и слева от среднего бака. На каждом рабочем месте имеются прибор ТНПО-ПОА для наблюдения за местностью при движении по боевому, амбразуры для ведения стрельбы из пулеметов ПК (передние) и автоматов АК (остальные), места для укладки имущества десантников.

Для выхода и входа десанта в корме машины имеются две двери. Для наблюдения за местностью в них установлены два прибора ТНПО-ПОА, а в левой двери - еще и амбразура для стрельбы из АК. Над сидениями в крыше расположены два люка для выхода десанта на плаву, ведения огня по воздушным целям и наблюдения за местностью на марше.

В контейнере электрооборудования размещены: две аккумулятивные батареи, агрегаты электрооборудования и отопитель десантного отделения.

Кроме того, в десантном отделении размещены: коробка КР-60 обогрева приборов наблюдения и стекол шаровых опор; два вентилятора отсоса

пороховых газов; аппараты А-3 и А-4 ТПУ; ручной огнетушитель; водооткачивающий насос; насос ТДА; места для укладки боекомплекта (АК, ПК), радиостанции Р-123 (в нише правой двери) и ЗИП.

Размещение экипажа и десанта

Боевая машина пехоты оборудована десятью посадочными местами для размещения боевого расчета в составе командира отделения (машины), механика-водителя, наводчика-оператора и восьми мотострелковое состав которых входят: старший стрелок (СС), стрелок (С), пулеметчик (П), гранатометчик (Г), помощник гранатометчика (ПГ). Свободные места для личного состава управления взвода - 6 человек: по 2 на машину.

Если место командира машины занимает старший командир, командир отделения или взвода размещается в десантном отделении машины.

Броневой корпус и башня БМП-2 служат для размещения и защиты экипажа, вооружения, боеприпасов, агрегатов и механизмов машины от воздействия оружия массового поражения.

Корпус является островом, который соединяет в единое целое все агрегаты и механизмы защиты, воспринимает нагрузки, возникающие при движении, преодолении препятствий и стрельбе, и, кроме того, обеспечивает необходимый запас плавучести машины.

Корпус представляет собой коробку, сваренную из стальных броневых листов и состоит из носовой части, бортов, кормовой части, крыши, днища и перегородки силового отделения.

С внешней стороны к нижнему наклонному листу носовой части машины привариваются буксирные крюки с пружинными защелками и проушины для крепления машины при транспортировке, пластинки и проушины для крепления тралящего оборудования.

В верхнем наклонном листе имеется проем, который закрывается откидным ребристым листом. Ребристый лист соединяется с верхним наклонным листом корпуса шарнирно двумя скобами и крепится болтами.

На передних наклонных листах приварены штуцера для соединения пневмосистемы тралящего оборудования с пневмосистемой машины, на боковых листах — хомуты для крепления штанг тралящего оборудования.

Бортовые листы корпуса состоят из трех частей: верхних, средних и нижних броневых листов. На верхних бортовых листах выполнены амбразуры для установки и ведения огня из пулеметов ПК и АК. Амбразуры закрываются броневыми крышками.

По бортам машины приварены ограничители для уменьшения изгиба передних балансиров, отбойники гусениц для исключения повреждения корпуса передних гидроамортизаторов гребнями гусениц, а также кронштейны и фланцы для крепления узлов ходовой части.

Крыша корпуса состоит из съемной крыши и несъемных листов. В крыше предусмотрены люки для доступа к двигателю, для входа и выхода экипажа и десанта, отверстия для заправки ГСМ и охлаждающей жидкостью,для установки габаритных фонарей, воздухозаборной трубы, шахты для установки приборов наблюдения. С левой стороны корпуса приварены поручни.

На крыше корпуса в десантном отделении и на всех крышках люков с внутренней стороны установлен подбой, который повышает защиту экипажа от проникающей радиации.

На броневом листе кормовой части приварены кронштейны для крепления дверей и проушины для крепления машины при транспортировании.

Днище корпуса выполнено из листов легированной стали. В нем сделаны продольные выштамповки для обеспечения ему соответствующей жесткости. Для обслуживания агрегатов машины в днище имеются отверстия с пробками и лючки, закрытые крышками. Герметичность лючков и отверстий обеспечивается резиновыми прокладками.

Для улучшения условий обитаемости экипажа силовое отделение изолировано от обитаемых отделений машины теплозвукозащитной перегородкой.

В перегородке предусмотрены люки, закрытые крышками для доступа к узлам силового отделения, отверстия для тяг приводов управления, проводов электрооборудования соединительного вала КП.

На перегородке со стороны боевого отделения имеется карман воздуховода, который соединен патрубком с воздухоочистителем. Патрубок закрыт сеткой и крышкой. В нижней части кармана со стороны силового отделения имеются клапаны для слива воды, попавшей вместе с воздухом.

Кроме того, на корпусе приварены другие детали для применения оборудования машины и детали, обеспечивающие жесткость корпуса.

Башенная установка БМП-2 предназначена для наблюдения командиром машины и оператором за окружающей местностью и ведения кругового огня по наземным и воздушным целям из пушки и спаренного с ней пулемета.

Башенная установка состоит из башни, шариковой опоры и уплотнения, поворотного механизма, стопора, люка командира, люка оператора, пола башни, сиденья командира и оператора.

Башня - конусообразной формы сварена из стальных броневых листов. Она установлена на шариковой опоре. На башне имеются кольцо для установки люка командира и люк оператора; плита для установки прицела ШЗ-З; шахты для установки приборов наблюдения ТНПО-ПОА перед люком оператора. Отверстие для установки прицела БПК-1-42.

Рамка с амбразурой для установки бронемаски с пушкой и пулеметом ПКТ. Кроме того, на башне приварены другие детали для применения оборудования боевого отделения.

Шариковая опора и уплотнение башни представляют собой большой радиально-упорный подшипник, обоймами которого служат погоны башни. Для герметизации башни зазор между погонами закрыт резиновым уплотнением, между башней и верхним погоном установлено резиновое кольцо, между нижним погоном и корпусом - специальная замазка.

Поворотный механизм башни служит для наведения башенной установки в горизонтальной плоскости.

Стопор башни предназначен стопорить башню в походном положении.

Люк командира служит для входа и выхода командира, наблюдения за окружающей местностью и целеуказания. В головке люка имеются две шахты для установки приборов ТНПО-ПОА и шахта для установки прибора ТКН-ЗБ. На головке люка установлен кронштейн с осветителем, связанный с ТКН-ЗБ параллелограмным приводом. В крышке люка вварена шахта для установки прибора ТНПТ-1.

Люк оператора — служит для входа и выхода оператора. Он закрывается крышкой, шарнирно установленной на крышке башни. На крышке люка приварена шахта для установки прибора ТНПТ-1.

Пол башни - служит для крепления узлов и агрегатов боевого отделения и представляет собой подвесную платформу, вращающуюся вместе с башней.

Сиденья командира и оператора крепятся к полу боевого отделения и магазину пушки: командира — в правой части башни, оператора - в левой (могут регулироваться по высоте).

Основным требованием правил пользования кормовыми дверями и люками для выхода и входа экипажа машины и десанта является то, что при открывании люков и дверей они должны стопориться, а при закрытии фиксироваться в закрытом положении.

Крышки люков над силовым отделением и для доступа к двигателю крепятся к корпусу с помощью болтов и открываются после их отворачивания.

Крышка лючка подогревателя открывается и закрывается только изнутри машины с помощью рукоятки после ослабления стопорной гайки, а при закрытии лючка стопорная гайка затягивается до упора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: