Двигатель УТД-20 шестицилиндровый V-образный (под углом 120°) четырехтактный быстроходный дизель с непосредственным впрыском топлива и высокотемпературным жидкостным охлаждением.
Двигатель установлен в силовом отделении в общем силовом блоке с коробкой передач, главным фрикционом и планетарными механизмами поворота.
Силовой блок крепится на трех опорах: на двух бугелях и на упругой опоре. Бугели расположены в передней части машины. Основания бугелей приварены к нижнему лобовому листу корпуса.
На бугели опираются цилиндрические картеры механизмов поворота и закрепляется в них с помощью болтов верхними наметками.
Третья задняя опора упругая, состоит из кронштейна, который крепится болтами к опоре на днище машины в средней части силового отделения и упругого кольца. Кольцо устанавливается на цилиндрическую горловину блок-картера двигателя и опирается на кронштейн.
Вращение коленчатого вала двигателя правое (по ходу часовой стрелки), если смотреть со стороны привода компрессора.
|
|
Рабочий цикл двигателя
Полный цикл работы двигателя совершается за четыре хода поршня (за два оборота коленчатого вала). Такты цикла работы двигателя: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск.
Такт впуска совершается при движении поршня от верхней мертвой точки к нижней. При этом в цилиндре создается разрежение, и наружный воздух через открытые впускные клапаны устремляется в цилиндр. Для лучшего наполнения цилиндра клапаны впуска открываются за 20° до подхода поршня к верхней мертвой точке, а закрываются после прохождения поршнем нижней мертвой точки на 48°. Таким образом, продолжительность впуска составляет 248° по углу поворота коленчатого вала.
Такт сжатия начинается с момента закрытия клапанов впуска и выпуска при движении поршня от нижней мертвой точки к верхней. Поступивший в цилиндр свежий воздух сжимается в непрерывно уменьшающемся объеме надпоршневого пространства. Воздух в конце такта сжимается до давления 36-39 кгс/см2. Температура воздуха при сжатии повышается до 550-600°С. При положении поршня за 24-27° до в. м. т. в надпоршневое пространство впрыскивается в мелко распыленном виде дизельное топливо. Такт заканчивается в то время, когда поршень достигает верхней мертвой точки.
Такт рабочего хода. Благодаря высокой температуре сжатого воздуха впрыснутое в камеру сгорания топливо самовоспламеняется. После того как поршень пройдет верхнюю мертвую точку, давление газов при сгорании топлива резко возрастает до 80-90 кгс/см2, а температура - до 1800-1900° С. Поршень под давлением газов движется к нижней мертвой точке, воздействуя через шатун на кривошип коленчатого вала, совершается рабочий ход.
|
|
В результате расширения давление газов снижается до 2,5- 3 кгс/см2, а температура - до 700-800°С. Таким образом, тепловая энергия, создающаяся при сгорании топлива, преобразуется в механическую энергию движения поршня.
Такт выпуска отработавших газов из цилиндра начинается с момента открытия выпускных клапанов, т. е. при положении поршня за 48° до н. м. т. в такте рабочего хода.
От продуктов сгорания цилиндр очищается:
- при движении поршня к н. м. т. в такте рабочего хода за счет разности давлений в цилиндре и окружающей атмосфере (давление в цилиндре в момент открытия выпускных клапанов в 2,5-3 раза выше атмосферного);
- в результате выталкивания отработавших газов поршнем, движущимся к в. м. т. в такте выпуска;
- за счет инерции потока и вытеснения его свежим воздухом при открытии впускных клапанов в такте впуска, когда поршень движется от верхней мертвой точки к нижней.
Продолжительность выпуска отработавших газов составляет 248° по углу поворота коленчатого вала (в такте рабочего хода - 48°, принудительный выпуск - 180°, в такте впуска - 20°).
. С начала впуска (20° до в. м. т.) до конца выпуска (20° после в. м. т.), т. е. в течение 40° по углу поворота коленчатого вала одновременно открыты клапаны впуска и выпуска.
В этот период, который называется перекрытием клапанов, цилиндр продувается, что способствует лучшей очистке его от остаточных газов и лучшему наполнению свежим зарядом воздуха.
Моменты открытия впускных и выпускных клапанов называются фазами газораспределения, а графическое изображение их - диаграммой фаз газораспределения.
Угол начала подачи топлива насосом высокою давления при регулировке устанавливается 24-27° до в. м. т. в такте сжатия.