Что оценивается | Этапы | ||||
II | III | IV | V | ||
1. Умение мотивировать | |||||
деятельность, созда | |||||
вать положительный | |||||
эмоциональный фон | |||||
2. Умение учитывать | |||||
возрастные осооенно" | |||||
сти школьников, уро- | |||||
вень развития кол" | |||||
лектива | |||||
3. Опора на самоуправ | |||||
ление школьников, | |||||
коллегиальность при | |||||
нимаемых решений | |||||
4. Умение целесообраз | |||||
но и быстро действо | |||||
вать в непредвиден | |||||
ных ситуациях. Ус | |||||
пешность организа | |||||
торской работы 5. Демократизм стиля | |||||
общения, проявление | |||||
педагогического такта |
Во время игры внимательно наблюдайте за работой каждого студента в роли учителя. После окончания каждого этапа оцените работу «учителя» по указанным ниже параметрам, используя пятибалльную систему оценок. Максимальная выраженность описываемого качества —5 баллов, минимальная—1 балл.
|
|
Приложение 2
Анкета оценки ролевой игры
Оцените, пожалуйста, насколько в ходе игры удалось добиться указанных ниже целей, используя следующую шкалу оценок:
Полностью удалось
В общем удалось
Частично удалось
Почти не удалось
Совершенно не удалось
1. Понимание вами норм, требований и задач, стоящих перед учителем при организации общественно полезной деятельности школьников.
2. Осознание вашего индивидуального стиля руководства.
3. Приобретение умений, позволяющих ориентироваться в непредвиденных ситуациях.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Чему вы научились во время игры, кроме того, о чем написано выше?
2. Что вам мешало в игре?
3. Есть ли у вас предложения по улучшению игры?
4. Считаете ли вы такой метод обучения нужным и хотели бы принять участие в подобной игре еще раз?
В данное приложение вошли воспитательные ситуации, педагогические задачи и тренинги, разработанные В.И. Андреевым, Л.А. Байковой, И.А. Зязюным, А.С. Прутченковым, Т.А. Стефановской, Е.В. Титовой, И.С. Тодоровой, Н.Е. Щурковой и т.д.
|
|
Приложение 4
Карта готовности студента к воспитательной деятельности | Таблица 1 | ||||
этапы блоки | Знания | Профессионально-педагогические умения | Позиции | Качества | Ценности |
Блок воспитания личности ребенка | - знание психологии личности, закономерностей и условий ее воспитания; - представление о структуре личности ребенка, ее интеллектуально-познавательной, эмоционально-нравственной, практико-поведенческой сферах; - знание особенностей самоопределения личности ребенка | - владение системно-структурным анализом личности ребенка; - умение создавать условия успешного развития личности ребенка; - умение активизировать развитие интеллектуально-познавательной, эмоционально-нравственной, практико-поведенческой сфер личности ребенка; - владение способами организации адаптации, самореализации, самоутверждения, самоактуализации, самоопределения личности ребенка; -умение формировать субъектную позицию личности ребенка | - воспитатель; - гуманист; - организатор; - психоаналитик; - психотерапевт; - диагност; - конструктор; - прогнозист; - инструктор | - любовь к ребенку; - педагогическое призвание; - педагогический долг и ответственность; - педагогическая справедливость; - интерес к профессии; - педагогическая самоотверженность; - педагогический такт; - педагогическая прозорливость | -личность ребенка; -свобода личности; -педагогическая любовь; -знание; -образование; -воспитание; -гуманизм; -творчество; -справедливость |
Блок самобразования личности будущего воспитателя | - знание личностных, профессиональных и социальных характеристик учителя; - знание профессиограммы учителя; - представление о профессиональной компетентности | - умение осознавать профессионально-педагогическую направленность; - умение развивать человековедческие компоненты способностей; - умение осознанно определять перспективы своего роста; - умение осознавать и развивать индивидуальный стиль; - владение основами самосовершенствования, самореализации, саморефлексии | - гражданин; - гуманист; - оптимист; - новатор; - мастер; - творец | - перцептивно-рефлексивные способности; - творчество; - педагогическое самосознание; - новаторство; - педагогическая культура | - развитие профессионально-творческих способностей; -занятие любимым делом; -творческий характер труда педагога; приобщение к мировой культуре |
Блок организации воспитательной деятельности | Мотивационно-целевой этап | -знание сущности и структуры деятельности; -знание потребностей как основы развивающей деятельности; -знание сущности цели и целеполагания; -представление о субъектах деятельности; -представление о таксономии целей | - умение увидеть в ситуации проблему и «переводить ситуации в педагогические задачи»; - умение «переводить» глобальные цели воспитания в стратегические, тактические, конкретно-воспитательные и организационно-практические задачи; - умение предвидеть результаты решения педагогических задач; - умение оформлять план работы; - умение строить планы самообразования и саморазвития | -целеполага-ющий субъект; -диагност; -прогнозист; -конструктор; -организатор целеполагания | -педагогическая эрудиция; -педагогическое целеполагание; -педагогическое мышление; -педагогическая интуиция; -педагогическая компетентность | -деятель-ность; -личность; -субъект деятельности | ||||||||||
Организационно-исполнительский этап | -знание инновационных концепций воспитания; -знание эффективных технологий воспитания; -знание методов и форм индивидуального и коллективного взаимодействия | -умение отбирать адекватные виды деятельности; -умение выявлять возможности и зону ближайшего развития детей; -умение применять приемы и формы индивидуального и коллективного взаимодействия с детьми; -умение активизировать деятельность ребенка и коллектива | -организатор; -методист; -коллективист; -игротехник; -наставник; -преобразо-ватель; -творец; -соратник | -педагогическая импровизация; -педагогическая наблюдательность; -педагогический оптимизм; -педагогическое творчество | -творчество; -новаторство; -мастерство; -педагогичес-кая техника; -педагоги- ческая технология | |||||||||||
Оценочно-рефлексивный этап | -знание сущности анализа и оценки деятельности; -знание методов и форм анализа и оценки воспитательной деятельности; -представление о педагогической рефлексии | -умение соотносить полученные результаты с заданными образцами; -умение учитывать и оценивать текущие и конечные результаты деятельности; -умение оценивать результаты и определять новый комплекс задач; -умение рефлексировать свои суждения и деятельность | -диагност; -прогнозист; -судья; -арбитр; -эксперт; -аналитик; -самоаналитик | -педагогическое прогнозирование; -диагностика; -рефлексия; - предвидение; - объективность; -педагогическая справедливость; -педагогическое предвосхищение | -всесторонне развитая личность; -гармонично развитая личность; -ответствен-ность за результаты деятельности | |||||||||||
Блок организации гуманного общения | Конструктивно-моделирующий этап | -знание психологии собеседника; -знание структуры и функций общения; -знание этапов общения; -знание индивидуально-возрастных особенностей собеседника; -знание основ культуры педагогического общения и педагогической техники | -умение моделировать и конструировать общение; -умение адекватно воспринимать собеседника; -умение откликаться на проблемы собеседника; -умение устанавливать психологический контакт; -умение конструировать и разрешать конфликтные ситуации | -субъект равноправного общения; -конструктор гуманного общения; -психотерапевт; -гуманист; -инициатор | -коммуникабель-ность; -общительность; -открытость; -конструктив-ность; -отзывчивость; -сострадание; -сорадование; -сочувствие. | -человек; -добро; -общение; -любовь; -привязанность; -обмен духовными ценностями | ||||||||||
Организационно-управленческий этап | -знание стилей общения; -знание способов, средств и приемов общения с ребенком как равноправным партнером; -знание основ педагогической техники; -знание инновационных технологий общения | -владение демократическим стилем общения; -владение перцептивными способами общения; -владение педагогической техникой; -владение основами культуры педагогического общения; -владение методикой диалогового общения | -организатор; -оратор; -лектор; -увлекательный рассказчик; -дипломат; -демократ; -партнер; -собеседник; -друг | -гуманизм; -альтруизм; -тактичность; -эмоциональная выразительность; -чувство юмора; -тактильность; -перцептивность; -интерактивность; -эмпатия. | -комму- никабельность; -культура общения; -техника общения; -диалоговое общение; -диалог культур; -сотрудничество | |||||||||||
Рефлексивно-оценочный этап | -представление об анализе и самоанализе общения; -представление о рефлексии общения; -знание методов оценки и самооценки общения | -умение анализировать последствия общения; -умение адекватно оценивать процесс и результаты общения; -умение прогнозировать последствия общения для себя и собеседника; -умение правильно рефлексировать свои суждения, поступки, позиции, манеру, стиль общения | -аналитик общения; -прогнозист позитивного общения; -самоаналитик общения | -деликатность; -педагогическая саморегуляция; -педагогическая рефлексия; -тактичность | -взаимо-понимание; -оптимизм; -гуманизм | |||||||||||
Блок создания воспитывающей среды | - знание особенностей социализации и адаптации ребенка в системе общественных отношений; - представление о воспитательном потенциале факторов мега-, макро-, мезо-, микросреды; -знание особенностей влияния семьи на развитие личности ребенка; - знание воспитательных возможностей детского коллектива, молодежной субкультуры, общественных организаций, клубов; - представление о воспитательном характере предметной среды | - умение создавать атмосферу защищенности в коллективе; - умение использовать потенциал детских организаций и клубов; - умение организовывать коллективно-творческие дела; - умение организовывать совместную деятельность с семьей по воспитанию личности ребенка; - умение проводить консультационную идеятельность в семьях; - умение использовать методику адаптации, профилактики и коррекции; - умение создавать воспитывающую предметную среду вокруг ребенка | - координатор; - организатор; - коллективист; - сотрудник; - просветитель; - советчик; - дизайнер | - организован-ность; - профес-сиональная компетентность; - доброжелатель-ность; - мудрость; - креативность | - личность ребенка; -взаимопонимание; -душевный комфорт; -коллектив; -семья; -профессиональная помощь и поддержка; -совместное творчество; -педагогическая коррекция; -педагогическая профилактика | |||||||||||
Блок формирования нформационно-положительной среды | - представление об информационном пространстве и информационном поле ребенка; - представление о средствах массовой информации и коммуникации; - знание особенностей передачи информации; - знание об информационных возможностях языка, социума, субкультуры, природы, кино, видео, телевидения | - умения и навыки работы с печатными источниками и библиографирования; - умение применять технические средства обучения и электронно-вычислительную технику; - умение интерпретировать информацию; - умение трансформировать и адаптировать информацию; - умение доступно доводить информацию до сознания ребенка; - умение разъяснять, пояснять, передавать информацию | -информатор; -трансформатор; -интерпретатор; -учитель-предметник | - профес-сионализм; - эрудиция и широкий кругозор; - гибкость мышления; - логичность; - критичность; - оперативность | -общество; -природа; -информация; -знание; -компетенция; -культура | |||||||||||
|
|
|
|