Цель: формирование конструктивных и организаторских умений по внедрению методики КТД.
Инструктаж. В предлагаемом рассказе его героиня допускает ряд методических ошибок при организации КТД.
Попытайтесь их обнаружить и сосчитать.
КОНЦЕРТ-РОМАШКА
— Ребята! Останьтесь сегодня после уроков, мы с вами будем проводить КТД!
— А что такое «КТД»?
— А вот после уроков и узнаете.
С последним звонком в класс ввалились заинтригованные пятиклассники. Вожатая солидно объявила:
— Так, сели все за парты и внимательно слушаем. Сейчас мы будем проводить КТД. КТД — это коллективное творческое дело. Называется оно «Концерт-ромашка». Но, для того чтобы нам его провести, вы должны сесть по звеньям.
— Опять по звеньям? Лучше пусть кто с кем хочет!
— Не спорьте! По звеньям лучше. Даю 30 секунд, чтобы все пересели: первое звено — на левую колонку, за ним второе, третье—на среднюю, четвертое и пятое—на правую. Время!
Ребята забегали по классу, разыскивая свое звено. Наконец, образовалось пять группок.
— Молодцы,— удовлетворилась вожатая.— А теперь посмотрите все сюда. У меня в руках «ромашка». У нее столькоже лепестков, сколько у вас звеньев. На каждом лепестке написано задание. Сейчас представитель от каждого звена подойдет и оторвет один лепесток. Затем звено будет готовиться, а потом все по очереди покажут, как они справились с заданием. Ясно?
— А для чего это?.. А что за задания?
— Не торопитесь, сейчас все узнаете. Итак, представители звеньев, подойдите и выберите себе лепесток. Смелее отрывайте, не бойтесь. На подготовку 10 минут. Время!
Склонились ребячьи головы над лепестками. Весело шло обсуждение заданий. Первое звено дружно устремилось к двери: «Нам надо порепетировать!» Во втором — мальчишка вскочил на парту, размахивая руками, как крыльями. Звеньевой третьего звена переставлял ребят с места на место, давая им какие-то указания. Четвертое звено чинно уселось за партами. А со стороны пятого звена периодически раздавались взрывы хохота, в перерыве между которыми слышалось что-то отдаленно напоминающее пение.
Вожатая с часами в руке деловито расхаживала по классу, прислушиваясь и приглядываясь к происходящему.
Наконец, прилепив желтый кружок — сердцевину «ромашки» — на доску, она выглянула в коридор:
— Ребята, время истекло, заходите.
Подняла руку, подождав, пока все усядутся и успокоятся.
— А теперь мы посмотрим, как вы справились с заданиями. Первое звено, вам слово! Выходите к доске с лепестком, читайте задание и выполняйте.
Первое звено огласило:
— У нас было задание оживить картину «Три богатыря». Делай раз! Делай два! Делай три!
Мальчишки оседлали друг друга, изображая всадников-богатырей, а девочки с помощью табличек «камень», «ель», «куст» изобразили окружающую природу. Все засмеялись.
— Молодцы! — воодушевилась вожатая,— Похлопаем первому звену! Прикрепите ваш лепесток на доску. Слово второму звену!
— У нас было такое задание: изобразить скотный двор. Раздался дружный хохот. А ребята из второго звена забегали у доски, истошно мыча, хрюкая, крякая, блея и почему-то лая и мяукая. Каждый, как умел, пытался войти в образ. Все смеялись и аплодировали. Вожатая тоже чуть не померла со смеху.
Потом третье звено изображало пирамиду. Четвертое звено показывало сценку «На уроке», где бойкая девочка в очках метко копировала учительницу географии. И наконец, пятое звено хором исполнило песню «В лесу родилась елочка» на пять разных мотивов.
— А теперь подведем итоги,— объявила вожатая.— Понравилось ли вам это КТД?
— Да-а!! —хором прокричали ребята.
— Какое звено лучше всех справилось с заданием?
— «Скотный двор», «скотный двор»,— закричали со всех сторон.
— Почему вам понравилось именно это звено? Поднимайте руки, а не кричите.
— Можно, я скажу?! Можно, я?! — трясли руками ребята.
— Говори.
— У них было смешнее всех. Здорово они хрюкали, как настоящие свиньи!
— А Петрова, и правда, похожа на корову!
— Сам ты корова!—огрызнулась Петрова.
— Тише, ребята! Я рада, что вам понравилось это КТД. В следующий раз мы проведем другое КТД. А на сегодня все. Вы свободны.
В коридоре вожатую остановил директор школы:
— Что это у вас там за веселье такое было?
— А это я проводила КТД по коммунарской методике!
— А-аа. Внедряете? Очень хорошо! Давайте, давайте.Намсегодня новаторский опыт очень нужен.
Как вы разбираетесь в методике КТД? Если вы насчитали:
15 и более ошибок—вы хорошо знакомы с методикой;
от 10 до 14 — вы представляете суть методики, но не владеете некоторыми тонкостями;
до 9 — вам еще предстоит в ней разбираться.