Определение процессов, бизнес-процессов и их характеристика

Процесс – это совокупность видов деятельности, которая по технологии преобразует входы в выходы.

Процессы связывают воедино деятельность нескольких структурных подразделений, производящих конкретный конечный продукт или услугу.

Выделяют две группы процессов:

 сквозные: проходящие через несколько подразделений (межфункциональные);

 процессы подразделений: деятельность ограничена рамками одного подразделения.

Примеры: процесс производства, процесс продаж, процесс поставок и т.д.

Если процесс увеличивает добавленную стоимость, то он называется бизнес-процессом. Выделяют их часто на основе клиенто-ориентированных цепочек.

Под бизнес-процессом понимается совокупность увязанных в единое целое действий, выполнение которых увеличивает добавленную стоимость и позволяет получить конечный результат (товар или услугу).

Все бизнес-процессы состоят из бизнес-операций, под которыми понимается совокупность действий на одном рабочем месте. На его выходе появляется продукт, имеющий ценность для потребителя. Упрощенная схема бизнес-процесса приведена на Рис. 2.8.

Каждый бизнес-процесс характеризуется:

- эффективностью (доходностью, стоимостью, временем, качеством);

- входом (информация, материалы);

- выходом (результат выполнения процесса);

- процессом (последовательность операций);

- схемой (графическое представление последовательности операций);

- владельцем (ответственный за бизнес-процесс).

Рис. 2.8. Упрощенная схема бизнес-процесса.

В том случае, если Процесс достаточно велик и сложен, а его по частям выполняют различные должностные лица и сотрудники, его разбивают на сеть бизнес-процессов. За выполнение каждого бизнес-процесса, также назначается ответственный из сотрудников подразделения. Пример такого разбиения приведен на Рис. 2.9.

Рис. 2.9. Декомпозиция Процесса в сеть бизнес-процессов.

Если бизнес-процесс представить цепочкой создания добавленной стоимости, то все они делятся на:

- основные бизнес-процессы;

- вспомогательные процессы, которые не имеют непосредственного отношения к производимым товарам и услугам, но без них невозможно получение добавленной стоимости. Как правило, это управленческая деятельность.

Основные бизнес-процессы - это процессы, которые создают то главное, ради которого и существует предприятие (конечный товар или услугу). В большинстве случаев они отражают: материально-техническое снабжение, производство, сбыт готовой продукции, послепродажные услуги и т. д. Т.е. основные процессы лежат на пути следования продукции. Сначала в виде маркетинговой информации, проекта, затем в виде материального объекта (детали, товара, программного продукта, услуги и т. д.). В качестве схемы для выделения основных процессов можно использовать схему жизненного цикла продукции (рис. 2.10.)

Рис. 2.10. Жизненный цикл продукции.

Вспомогательные (обеспечивающие) бизнес-процессы, как правило, соответствуют управленческой деятельности. Эти процессы напрямую не контактируют с продукцией и предназначены для обеспечения нормального функционирования основных процессов. Типовыми вспомогательными процессами являются:

- бухгалтерские и финансовые процессы, включающие управление наличными средствами, учет дебиторов и кредиторов и прочие операции;

- процессы управления кадрами, включающие учет рабочего времени и заработной платы, учет прибылей отчеты о командировках и т.д.

Деление процессов на основные и вспомогательные является нечетким, так как в одних ситуациях они могут быть основными, а в других – вспомогательными. Основной же процесс может перетекать в вспомогательный.

Пример выделения Основных и Вспомогательных Процессов для крупной организации приведен на Рис. 2.11.

Рис. 2.11. Пример выделения сети процессов для крупной организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: