Тема 5. Теория потребительского поведения

План:

5. 1.Кардиналистская теория потребительского поведения.

5.1.1. Полезность, ценность, стоимость. Потребительский излишек.

5.1.2. Полезность: общая и предельная. Закон убывающей

предельной полезности.

5.1.3. Равновесие потребителя.

5.2. Ординалистская теория потребительского поведения.

5.2.1. Кривые безразличия: сущность, свойства, предельная норма замещения.

5.2.2. Бюджетное ограничение: сущность, уравнение, сдвиги.

5.2.3. Оптимум потребителя.

Экономическая теория, как известно, изучает поведение отдельных экономических субъектов: фирм и домашних хозяйств. В данной главе речь пойдет о потребительском поведении. Цель любого домашнего хозяйства в экономическом аспекте – максимизировать полезность от потребляемых благ.

Теория потребительского выбора объясняет, как потребители тратят свой доход, чтобы максимизировать удовлетворение своих потребностей. Она показывает, каким образом на выбор влияют цены товаров, доход, предпочтения.

С помощью теории потребительского выбора могут быть разрешены различные проблемы. Она может быть использована при анализе результатов экономической политики, влияющей на цены и доходы. При помощи этой теории может быть осуществлен выбор в рыночной и нерыночной деятельности. Она способна помочь объяснить, как экономические соображения влияют на решение вступить в брак, иметь детей и распределять время между отдыхом и работой. Цель данной теории понять, как люди совершают выбор, и какие факторы влияет на этот выбор.

Основу спроса образуют потребности человека. Они подразделяются на первичные, т.е. связанные с самим существованием человека (пища, одежда, жилье), и вторичные, возникновение и изменение которых вызывается развитием цивилизации, техническим и духовным прогрессом. Граница между этими группами подвижна. Например, потребность в одежде первична, а в красивой и модной - вторична. Вещь, которая в одних условиях - роскошь, может оказаться крайне необходима в других условиях (шуба из натурального меха).

Потребности людей находятся под сильным влиянием тенденций в жизни общества, социального статуса потребителя. Различаются потребности в товарах вообще и в отдельных товарах. Первая группа потребностей безгранична и не поддается полному удовлетворению. Иная ситуация с конкретным товаром. Такие потребности могут быть исчерпывающе насыщены.

Удовлетворение потребностей - конечная цель всей экономической деятельности. Величина и структура потребностей отражаются в стремлении приобрести то или иное благо. Поскольку и количественно и качественно потребности у каждого человека индивидуальны, то даже при равных доходах и постоянных ценах различные покупатели приобретают различные наборы товаров. Люди различаются по своим предпочтениям. Предпочтения - это симпатии и антипатии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: